Куратор санации крупнейших частных банков покинет ЦБ
Зампред ЦБ Василий Поздышев покидает свой пост. С начала 2020 года он будет председателем совета директоров Фонда консолидации банковского сектора (ФКБС), рассказала глава ЦБ Эльвира Набиуллина на встрече с журналистами, передает корреспондент Forbes.
На посту зампреда ЦБ Поздышев курировал санацию крупнейших частных банков России («ФК Открытие», Бинбанк, Промсвязьбанк), начатую в 2017 году. Кроме того, в ответственность Поздышева входили разработка и реализация подходов Банка России в области банковского регулирования и банковского надзора, разработка мер по снижению системных банковских рисков и консолидации банковского сектора, взаимодействие с Базельским комитетом по банковскому надзору. В сферу ответственности Поздышева также входила работа управляющей компании ФКБС и взаимодействие с Агентством по страхованию вкладов.
“Я буду заниматься курированием финансового оздоровления банков, их операционной деятельности плюс организацией их продажи. Кроме того, в задачи входит координация работы в части исков к бывшим контролирующим лицам банков”, - сказал Поздышев журналистам. Он добавил, что в ЦБ ему не удавалось все 100% времени посвящать этим функциям.
Поздышев работал зампредом ЦБ с 2014 года - до этого он руководил департаментом банковского регулирования Банка России, еще раньше — был зампредом Московского банка Сбербанка России.
На посту зампреда Поздышев не раз становился объектом критики со стороны собственников банков, которые регулятор решил санировать. В частности, бывший совладелец и глава Промсвязьбанка Дмитрий Ананьев в интервью «Ведомостям» называл его «медиаменеджером, способным развернуть массовую травлю», а бывший собственник пенсионных фондов ФГ «Будущее» Борис Минц в лондонском суде называл Поздышева в числе руководителей ЦБ, которые развернули «кампанию» против него с целью «нанести ущерб».
Сам Поздышев в интервью Forbes в марте 2019 года признавал, что отношения с бывшими собственниками санируемых банков складываются у него «по-разному». «У каждого акционера была своя специфика, со всеми было сложно общаться . Человеку, который привык видеть себя в списках Forbes, летать на частном самолете, кататься на яхтах, вести на протяжении последних 10-15 лет жизнь олигарха, очень трудно признать, что на самом деле он финансово не состоятелен, что он, скорее всего банкрот, - говорил Поздышев - Это редко вызывает положительные эмоции».
Повышение или понижение
ФКБС, в соответствии с законом "О несостоятельности (банкротстве)" от имени ЦБ участвует в "осуществлении мер по предупреждению банкротства" (работает в качестве временной администрации в банках, взятых на санацию). Так, ФКБС работал в качестве временной администрации в "ФК Открытие", Бинбанке, Промсвязьбанке, банке "Советский", АТБ и многих других. Сейчас ФКБС не администрирует ни один банк.
С политической точки зрения это понижение и сильное, считает собеседник Forbes, ранее работавший в ЦБ. «Причины не знаю, но сейчас и причин особых не нужно. Люди меняются в ЦБ как перчатки. Постоянно кого-то из руководителей увольняют с фразой - «решил продолжить карьеру вне стен банка России», - говорит собеседник Forbes. После ухода Сергея Игнатьева (руководил ЦБ с 2002 по 2013 год) в Банке России сменилось много руководителей, некоторые - по несколько раз, указывает он. «Зампреды, директора департаментов, начальники главков и отделений. Про заместителей директоров департаментов и ниже вообще молчу», - говорит собеседник Forbes.
Еще один источник Forbes, знакомый с Поздышевым, считает что новая должность - формальная и он не будет иметь реальных рычагов для управления ситуацией. Это понижение статуса, считает собеседник Forbes.
«Из абсолютно реального и авторитетного кресла пересесть в совершенно номинальное - это удар лично по нему», - сказал Forbes банкир, имеющий отношение к банкам, прошедшим санацию через механизм ФКБС.
С ними не согласен глава Ассоциации российских банков Гарегин Тосунян. "Новая должность Поздышева - это перемещение внутри системы ЦБ, поэтому не думаю, что это качественное изменением статуса. Новая роль у него не малозначимая, тем более, что он переходит туда как первое лицо. Ничего драматичного нет", - считает он.
Фото Рамиля Ситдикова / РИА Новости