Крупнейший технический сбой в работе систем Сбербанка мог произойти из-за значительного увеличения нагрузки на сервисы, пишет «Коммерсантъ». Среди других возможных причин эксперты назвали попытку внести правки в автоматизированную банковскую систему «на глубинном уровне» и ошибки, которые связаны с установкой обновлений одной из систем банка
Технический сбой в работе «Сбербанка Онлайн», банкоматной сети и других систем, произошедший в день сообщения Сбербанка о запуске суперкомпьютера и движении в сторону искусственного интеллекта, стал крупнейшим за последний год. Это подтверждают данные портала Downdetector.
На устранение проблем у кредитной организации ушло более двух часов. Банк не стал раскрывать причины сбоя, однако директор центра внедрения бизнес-систем компании «Инфосистемы Джет» Михаил Бурмагин заявил, что чаще всего похожие проблемы возникают из-за ошибок, которые связаны с установкой обновлений в одной из систем кредитной организации, пишет «Коммерсантъ».
По мнению эксперта, сбой также могло спровоцировать значительное увеличение нагрузки, которое бывает во время массовых обращений с одним и тем же запросом к системе. Бурмагин пояснил, что это приводит к замедлению работы и отказам системы.
Сбербанк пережил «уникальную» кибератаку
По данным собеседников газеты в крупных банках, сбой коснулся банкоматной сети, мобильного и интернет-банка, а также CRM-системы в отделениях. Они утверждают, что это говорит о попытке внести правки в автоматизированную банковскую систему «на глубинном уровне». Управляющий компании Servicepipe Артем Избаенков не исключает, что кто-то хотел саботировать работу кредитной организации. «Очень часто масштабные DDoS-атаки или технические сбои происходят непосредственно сразу после подобных громких заявлений для удара по репутации компании», — пояснил эксперт, добавив, что сбой затронул в основном Центральный федеральный округ.
Технический директор Qrator Labs Артем Гавриченков подчеркнул, что несмотря на масштабы сбоя, он был оперативно устранен и не затронул азиатскую часть страны. При этом он не отрицает, что от сбоя пострадала Москва, где Сбербанк активно строит центры обработки данных. По словам основателя компании DeviceLock Ашота Оганесяна, во время крупных сбоев банки частично отключают системы безопасности и делают резервные копии баз данных. В такой ситуации данные клиентов становятся наиболее уязвимыми. Эксперты заверили, что если средства клиентов пострадают, банк возместит ущерб.
Жалобы на работу систем Сбербанка начали поступать 8 ноября около 16:00 по московскому времени. Клиенты сообщали, что не могут войти в систему, а также сталкиваются с проблемами при работе с сервисами банка и переводе средств. В 18:30 Сбербанк заявил об устранении сбоя.