«Потребители начинают голосовать рублем»: Bloomberg рассказал о буме спроса на электромобили на Дальнем Востоке
Больше 20% электромобилей, ввезенных в Россию с января по май, было продано на Дальнем Востоке, пишет Bloomberg. Высокий спрос на электрокары в регионе агентство объясняет доступностью подержанных машин из Японии и дешевой электроэнергией, благодаря которой содержание старого Nissan Leaf обходится дешевле, чем «народной» Lada Granta
На Дальнем Востоке было продано больше пятой части всех электромобилей, импортированных в Россию с января по май, хотя в регионе проживает около 4% населения страны, пишет Bloomberg со ссылкой на данные аналитического агентства «Автостат».
При этом на Москву, где проживает как минимум вдвое больше людей, в этот период пришлось всего 14% продаж электромобилей, отмечает агентство.
Прибрать за Маском: как бывший техдиректор Tesla зарабатывает на старых литий-ионных аккумуляторах
Bloomberg объясняет распространение электрокаров на Дальнем Востоке тем, что регион расположен далеко от западной части России, но близко к Азии, в связи с чем местные жители имеют доступ к дешевым подержанным электромобилям из Японии. Например, подержанный Nissan Leaf, выпущенный c 2011 по 2013 год, стоит от 400 000 до 600 000 рублей, согласно данным сайта auto.ru.
Кроме того, на Дальнем Востоке недорогая электроэнергия, на которую выделяются субсидии для стимулирования экономического развития региона, отмечает агентство. В то же время из-за недостаточных мощностей местных нефтеперерабатывающих заводов цены на топливо в регионе, как правило, выше, чем в среднем по России. По данным Росстата, на конец июля цены на топливо на Дальнем Востоке были выше средних по стране на 6%, пишет Bloomberg.
«Потребители начинают массово голосовать рублем, евро и долларами за электромобили, как только они становятся более экономичными, чем традиционные автомобили», — сказал старший консультант компании Vygon Consulting Евгений Тыртов. По данным Vygon Consulting, экономия при владении подержанным Nissan Leaf на Дальнем Востоке России составляет в среднем 40 000–50 000 рублей в год по сравнению со стоимостью владения Lada Granta.
Энергетика Байдена: чем грозит России зеленый курс США
Житель Хабаровска, владелец автомастерской Дмитрий Унагаев, рассказал Bloomberg, что купил свой первый электромобиль пять лет назад. По его словам, тогда такая машина в городе была редкостью, но с тех пор многое изменилось, и в Хабаровске появилось много электрокаров. «Эти машины почти на каждом шагу. Они припаркованы на улицах и во дворах по всему городу», — сказал Унагаев, добавив, что люди вывешивают розетки на балконах, чтобы заряжать машины.
Руководитель строительной фирмы Ольга Иванова из Восточной Сибири рассказала, что электричество для зарядки ее электромобиля ей обходится в 500 рублей в месяц, а на бензин для второй машины ее семья тратит почти 10 000 рублей. По ее подсчетам, на топливе и других расходах на обычный автомобиль ее семья сможет сэкономить около 200 000 рублей в год. «Математика проста», — сказала Иванова.
По данным Vygon Consulting, электромобили составляют менее 0,2% от общего парка легковых автомобилей России: высокая цена нового электромобиля остается основным препятствием для потенциальных покупателей. Но это изменится, как только снизятся цены на батареи, а они продолжат дешеветь, заявляют аналитики Bloomberg. По их прогнозу, в конце 2020-х годов электромобили будут стоить столько же, сколько и традиционные автомобили, а, может, и меньше.