FT рассказала об адаптации продуктовых ретейлеров к падению доходов россиян
Снижение доходов и покупательской способности россиян вынуждает ретейлеров адаптироваться — открывать магазины нового формата «жестких дискаунтеров», написала FT. В пример она привела успех Fix Price и «Светофора», которым начинают подражать и крупнейшие сети. «Чем хуже макроэкономическая ситуация или чем больше людей с падающими доходами, тем лучше наши дела», — не скрывает один из основателей Fix Price, миллиардер Сергей Ломакин
Российские продуктовые торговые сети стараются адаптироваться к уменьшающейся покупательской способности россиян, написала Financial Times. Она поговорила с топ-менеджерами и владельцами нескольких крупных ретейлеров.
Реальные доходы россиян упали с 2013 года на 11%, отметила газета. Она считает, что из-за падения доходов населения в России стала актуальной «волна дисконта», которую первой, по мнению газеты, «поймала» Fix Price. Она продает продукты и другие товары по единой цене. В прошлом году выручка сети выросла на 33% и достигла 190,1 млрд рублей. В первом квартале 2021 года компания заработала 51,7 млрд рублей — по ее данным, это на 29,2% больше, чем за тот же период 2020 года.
Fix Price в марте провела IPO и привлекла $2 млрд, что стало крупнейшим дебютом российской компании с 2010 года. Основатели компании Артем Хачатрян и Сергей Ломакин после IPO стали долларовыми миллиардерами. Ломакин заявил FT, что они придумали «нужную модель [бизнеса] в нужное время». «Чем хуже становится макроэкономическая ситуация или чем больше людей с падающими доходами, тем лучше наши дела», — сообщил газете бизнесмен.
Свободные цены: почему сеть Fix Price выходит на IPO именно сейчас
Продуктовые ретейлеры последовали примеру Fix Price, отметила Financial Times. Самый быстрый рост выручки среди всех операторов супермаркетов в России в 2020 году показала сеть низких цен «Светофор»: ее доходы выросли на 39% до 189 млрд рублей, отметила газета. Это сподвигло и крупнейших ретейлеров тоже разрабатывать магазины низких цен. Это выбивается из общей логики, которому следовали в последние годы торговые сети: они стремились расширить ассортимент, сделать свои «серые» магазины более привлекательными внешне и развивать онлайн-доставку, но теперь они стараются сбалансировать свои портфели брендов, написала FT.
Дело времени: почему «Магнит» и «Лента» решились покупать конкурентов именно сейчас
Крупнейший ретейлер России X5 Retail Group открывает магазины «Чижик». «Если вы пойдете в «Пятерочку», там будет пять или шесть разных пакетов молока. В «Чижике» будут только два, но хорошего качества. Мы помогаем покупателю, изучая, какое молоко наиболее популярно», — объяснил концепцию магазинов FT главный исполнительный директор X5 Retail Group Игорь Шехтерман. Он добавил, что в «Чижике» покупатели не будут чувствовать себя, словно в «Светофоре»: «Наша концепция отличается. Мы хотим, чтобы покупатель чувствовал себя комфортно», — отметил бизнесмен.
«Сделки в российском ретейле еще будут»: президент «Магнита» о консолидации на розничном рынке
«Магнит», второй по доходам ретейлер, тоже развивает сеть магазинов-дискаунтеров, который сосредоточен на собственных брендах компании. Но только низких цен мало для того, чтобы привлечь покупателей, заявил в разговоре с FT гендиректор «Магнита» Ян Дюннинг. По его словам, ретейлер старается собрать такой портфель форматов, который удовлетворит как можно больший спрос.
«Лента» пока сомневается, стоит ли ей экспериментировать с дискаунтерами. ««Мы гораздо больше сосредоточены на качестве и сервисе. Издержки важны, но не только они. Если говорить о дискаунтерах, мы по-прежнему не знаем, стоит ли нам идти в этом направлении, потому что это другой сегмент», — сообщил Financial Times самый богатый бизнесмен России по версии Forbes Алексей Мордашов.
Посткризисные покупки: к чему приведут слияния торговых сетей и ждать ли новых сделок
По мнению аналитика Газпромбанка Марата Ибрагимова, на развитие ретейла в России повлиял интернет. С одной стороны, люди благодаря ему стали гораздо более чувствительными к ценам. А с другой — они больше не хотят ездить в «огромные коробки» и тратить много времени, к тому же подвергаясь соблазну попутно купить много ненужных товаров, отметил эксперт. «В этом смысле жесткие дискаунтеры — идеальное решение для этих потребителей. Они предлагают ограниченный выбор наиболее востребованных продуктов по очень привлекательной цене. К тому же они расположены вблизи жилых районов, что означает разумно короткое время, потраченное на закупки», — заявил FT Ибрагимов.