Счетная палата оценила долю неконкурентных госзакупок в 2020 году
Только четверть государственных закупок в 2020 году совершалась на конкурентной основе, следует из доклада Счетной палаты. По мнению аудиторов, одна из причин такого положения дел — пандемия коронавируса, потребовавшая срочных закупок
Счетная палата проанализировала данные по госзакупкам за 2020 год и оценила долю «неконкурентных» закупок в 74,1% от всех госконтрактов, которые заключались по федеральному закону 44-ФЗ (регулирует закупки ведомств и министерств). Об этом пишет РБК со ссылкой на ежегодный отчет Счетной палаты.
Пресс-служба ведомства уточнила изданию, что госзакупки у единственного поставщика составили 6,6 трлн рублей из общего объема госзакупок на 8,9 трлн рублей. По сравнению с 2017 годом, когда эта доля составляла 57,1%, показатель вырос на 17 процентных пунктов, отметили аудиторы.
В отчете палаты в 2020 году доля неконкурентных закупок по ФЗ-44 составляла 76%, отмечает РБК. В неконкурентные закупки аудиторы включают как прямые закупки у единственного поставщика, так и несостоявшиеся конкурентные изначально закупки, которые привели к закупкам у одного поставщика (например, потому что на конкурс заявился только один исполнитель). Изначально заявленные закупки у единственного поставщика в 2020 году составили 1,85 трлн рублей, по данным Минфина.
Бизнес предупредил о рисках деофшоризации госзакупок
Счетная палата отмечает, что сокращение закупок у единственного поставщика было одной из целей Национального плана развития конкуренции на 2018–2020 годы, однако, по оценке аудиторов, большинство федеральных органов «формально подошли к исполнению» этого плана. В отчетах за предыдущие годы аудиторы называли преобладание таких закупок «системной проблемой», причина которой в том числе заключается в неформальных связях между заказчиком и поставщиком.
Счетная палата признала, что пандемия вызвала необходимость срочных закупок государством лекарственных средств и медицинского оборудования вне конкурсных процедур. «В период пандемии резко возросла потребность в средствах индивидуальной защиты, медикаментах, специальном оборудовании, медицинских услугах. При этом важнейшую роль играл временной фактор осуществления закупок. Во многом из-за этого в 2020 году увеличился объем закупок у единственного поставщика», — приводятся в сообщении Счетной палаты слова аудитора Алексея Каульбарса.
Счетная палата оценила выполнение плана приватизации с 2017 по 2019 годы в 25%
Гендиректор электронной торговой площадки «РТС-тендер» Владимир Лишенков отметил, что в росте доли неконкурентных закупок нет ничего хорошего, но ситуация не слишком критична. «В прошлом году мы наблюдали существенный рост закупок у единственного поставщика. Это объяснимо пандемией: заказчикам нужен был простой и удобный формат закупок. На нашей площадке рост числа таких процедур составил 38%, а их сумма выросла на 60% по сравнению с 2019 годом», — сказал Лишенков. Он добавил, что такой формат в прошлом году «был скорее спасением как для заказчиков, особенно при закупках медицинских препаратов, жизненно важной продукции, так и для участников, которые еще не были готовы участвовать в больших госзакупках».
Общий объем закупок у единственного поставщика, обусловленных обстоятельствами непреодолимой силы (в 2020 году таким обстоятельство была пандемия коронавируса), вырос в 6,7 раза по сумме контрактов — с 54 млрд рублей в 2019 году до 361 млрд рублей в 2020 году, говорится в докладе Счетной палаты.
Компании Ротенберга и ВЭБ могут без конкурса получить госконтракты на 140 млрд рублей
«Склоняться к мнению, что система была дискредитирована, мы бы не торопились, поскольку функционировать ей пришлось в сложных условиях регулярного экономического стресса и повышенного спроса на определенные группы товаров», — считает управляющий партнер экспертной группы Veta Илья Жарский. При этом он не исключил и усугубления проблем, таких как низкая эффективность действующей системы, рост отпускных цен и коррупционная составляющая. Регулярное совершенствование закона о госзакупках носит скорее «бумажный» характер и мало влияет на его практическое применение, добавил эксперт.
Помимо 44-ФЗ в России также действует федеральный закон о регулировании закупок госкомпаний и госкорпораций (223-ФЗ). Закупки по 223-ФЗ составили в прошлом году 19,9 трлн рублей, снизившись по сравнению с показателем 2019 года (21,2 трлн). Счетная палата оценивала долю неконкурентных закупок по 223-ФЗ в прошлогоднем докладе на уровне 86%, то есть еще больше, чем в закупках госорганов. При этом основу таких закупок по 223-ФЗ составляли закупки, осуществленные «прочими способами» — заказчики зачастую специально используют их для маскировки неконкурентных элементов, отмечает РБК. По итогам 2020 года Счетная палата не анализировала закупки госкомпании и госкорпорацией, уточнила пресс-служба ведомства.