Глава «Ростеха» предложил президенту передать ГТЛК из ведения Минтранса Минпромторгу
Глава «Ростеха» Сергей Чемезов предложил президенту Владимиру Путину передать Государственную транспортную лизинговую компанию от Минтранса в ведение Минпромторга и включить представителей корпорации в совет директоров ГТЛК. Эксперты называют такой вариант передачи логичным
Государственную транспортную лизинговую компанию (ГТЛК) необходимо передать из ведения Минтранса в Минпромторг, а от идеи слияния ГТЛК и «ВЭБ-Лизинга» отказаться из-за угрозы санкций США. Письмо с такими предложениями в конце мая направил президенту Владимиру Путину глава «Ростеха» Сергей Чемезов, выяснил «Коммерсантъ».
В письме Путину Чемезов также предложил включить представителей «Ростеха» в совет директоров ГТЛК. По данным газеты, Владимир Путин, расписав документ на премьера Михаила Мишустина, дал следующую резолюцию: «Вопросы отраслевых интересов очевидны, тем не менее прошу поддержать». Премьер в первый день июня поручил первому вице-премьеру Андрею Белоусову и главе Минтранса Виталию Савельеву «доложить» свою позицию по этому вопросу. В «Ростехе» не стали ничего добавлять к письму, а в Минтрансе, Минпромторге и ВЭБ.РФ не комментировали тему передачи ГТЛК. В самой лизинговой госкомпании сообщили, что готовы выполнить любые поручения и решения правительства, «которые не приводят к рискам сокращения инвестиций в транспортную отрасль и транспортное машиностроение» в России.
Правительство одобрило законопроект о передаче ВЭБу полномочий управления институтами развития
Глава «Ростеха» в письме президенту отметил, что ГТЛК является системообразующей организацией для российской экономики, а ее лизинговый портфель — более 1,3 трлн рублей. Она лидирует «в размещении заказов на приобретение техники отечественного производства в транспортном машиностроении», написал Чемезов. По его словам, сейчас единственный акционер ГТЛК — Российская Федерации в лице Минтранса, но в результате объединения ГТЛК с «ВЭБ-Лизингом» акционером станет ВЭБ.РФ, находящийся под санкциями США. По мнению Чемезова, такая схема «несет существенные риски включения ГТЛК в санкционные списки и лишения возможности привлекать деньги на международных рынках». Глава «Ростеха» добавил, что большая доля выделяемой ГТЛК господдержки приходится именно на Минпромторг, а ее лизинговые программы обеспечивают значительную часть спроса на продукцию предприятий «Ростеха» — Объединенной авиастроительной корпорации, КамАЗа, «Вертолетов России» и «Уралвагонзавода».
«Мы должны быть готовы»: Чемезов сравнил с войной возможное ужесточение санкций против России
Идея передачи ГТЛК от одного министерства другому обсуждается в транспортной отрасли несколько лет, но окончательное решение не было принято. Собеседники газеты, знакомые с ситуацией, изначально указывали на риск санкций при объединении ГТЛК с «ВЭБ-Лизингом». В апреле китайский банк ICBC отказал ГТЛК в кредите для зарубежных контрактов. Санкции могут означать для ГТЛК необходимость погасить все свои финансовые обязательства в объеме более 1 трлн рублей и оказаться в ситуации дефолта. По словам главы «Infoline-Аналитики» Михаила Бурмистрова, передача ГТЛК в Минпромторг выглядит логично. Для поддержки транспортного машиностроения осуществлялись последние вливания в ГТЛК из бюджета, а развитие лизинговых программ необходимо для роста продаж продукции российского машиностроения за рубежом. Минпромторг, отметил Бурмистров, сможет более эффективно выстроить координацию ГТЛК с предприятиями при работе на внутреннем рынке, включая импортозамещение, и при поставках на экспорт.