Россиян могут оставить летом без мороженого из-за обязательной его маркировки
Почти 40% российских производителей мороженого, в том числе Unilever и «Чистая линия», не успевают начать обязательную маркировку продукции в установленный срок. Бизнес опасается, что это приведет к остановке производства и дефициту мороженого этим летом
Производители мороженого столкнулись со сложностями с поставками и монтажом оборудования для обязательной маркировки продукции. До 40% из них не смогут начать маркировку в установленный срок — с 1 июня. Участники рынка опасаются остановки производства и дефицита мороженого летом, пишет «Коммерсантъ» со ссылкой на аудиозапись совещания у заместителя главы Минсельхоза Оксаны Лут, которое прошло 18 мая.
С проблемами столкнулась, в частности, Unilever (бренды «Магнат», «Золотой стандарт» и другие), которая занимает до 10% рынка. Управляющий директор филиала компании Unilever в Омске Андрей Семенов рассказал на совещании, что предприятия в Омской и Тульской областях оказались не готовы начать маркировку в срок. Unilever планировала работать с двумя типографиями, но монтаж оборудования в одной из них начался только в прошлые выходные, а код, напечатанный другой, «легко стирается пальцем». По словам Семенова, собственное оборудование для Unilever должны поставить только к 25 мая, и с учетом монтажа и настройки компания сможет начать маркировку только с 1 июля. О неготовности к маркировке на совещании заявил и представитель подмосковной «Чистой линии», на которую приходится 4% рынка.
Маркировку молочной продукции отложили до мая
В Unilever и «Чистой линии» на вопросы газеты не ответили, а представители интеграторов «К-Сервис» и «Трекмарк» заверили, что оборудование отгружается в соответствии с договорными обязательствами, без задержек. Представитель оператора системы маркировки «Центр развития перспективных технологий» (ЦРПТ) заявил, что 62% производителей мороженого полностью готовы к маркировке с 1 июня, для 30% есть риск задержки на одну-три недели, остальные «не выходят на связь». В ЦРПТ проблем с продукцией не ожидают, напоминая, что мороженое и сыр, обязательная маркировка которого также начинается с 1 июня, имеют длительный срок хранения и производители уже сформировали запасы. В ЦРПТ пояснили газете, что некоторые производители заказали оборудование только месяц-два назад, а некоторые до сих пор не разместили заказы в типографиях. Глава совета директоров ЦРПТ Михаил Дубин на совещании добавил, что поставка занимает 8–12 недель.
Скованные одной цепью. Подорожают ли товары после маркировки
Замгендиректора Союза мороженщиков России Наталья Уткина отметила, что опыт маркировки мороженого — первый в мире, а ассортимент продукции очень широкий. Оборудование по изготовлению и нанесению марок — импортное, между собой никак не интегрировано, и в каждом случае необходима настройка, а иногда и перестройка линий, рассказала она. По словам Уткиной, большинство производителей мороженого планировали, что коды будут наносить типографии. Но те оказались не готовы начать эту работу в апреле, и компаниям пришлось срочно самим покупать оборудование для самостоятельного нанесения кодов. Собеседница издания отметила, что сложившаяся ситуация может привести к дефициту мороженого. По данным Союза мороженщиков, в 2020 году в России выпустили 450 000 т мороженого, основной пик его потребления приходится на сто весенних и летних дней. Остановка производства хотя бы на четыре дня критична для отрасли, а наличие запасов на складах ее не компенсирует, предупредила Уткина.
Слежка за молоком. Зачем власти вводят QR-коды для еды
Семенов из «Юнилевер Русь» сказал на совещании, что запасов Unilever хватит только на две недели, перерыв в работе на месяц этот резерв не покроет, а представитель «Чистой линии» сообщил, что для регулярных поставок необходимо не останавливать производство.
При этом поставщики мороженого уже начали уведомлять ретейлеров о повышении цен в связи с маркировкой. В частности, уведомления о росте цен на мороженое с июня в пределах 10% получила сеть «Верный». В торговой сети не прогнозируют дефицита мороженого, так как производители могут отгружать без маркировки товар, произведенный до 1 июня. «Лента» намерена также реализовывать мороженое, выпущенное до 1 июня, а ретейлер «О’Кей» заявил, что при снижении поставок планируют перевести закупку на подготовленных поставщиков.
Как 32-летний сибиряк заработал 100 млн рублей на мороженом из пихты
Замминистра сельского хозяйства Оксана Лут на совещании рекомендовала бизнесу работать на склад, чтобы не столкнуться с нехваткой продукции в магазинах в июне. По ее поручению региональные органы Минсельхоза для оценки рисков должны предоставить информацию о предприятиях, не готовых выпускать продукцию. Минсельхоз предложил компаниям, ЦРПТ и Минпромторгу совместно выработать решение технических вопросов по работе типографий и поставкам оборудования. Глава минсельхоза Башкирии Ильшат Фазрахманов считает возможным до августа не применять штрафные санкции к производителям, которые не смогли подключиться к системе маркировки по объективным причинам.
В 2017 году Дмитрий Медведев, тогда занимавший пост премьера, поручил до 2024 года создать систему полной прослеживаемости оборота товаров от производителя до конечного потребителя. Позже был создан единый оператор системы цифровой маркировки товаров на базе ООО «Оператор-ЦРПТ». Это дочерняя структура Центра развития перспективных технологий (ЦРПТ), принадлежащая структурам миллиардера Алишера Усманова, госкорпорации «Ростех» и компании инвестора Александра Галицкого. Маркировка молочной продукции должна была стать обязательной с 1 июня 2020 года, но из-за коронавируса правительство сдвинуло сроки.
Развитие событий: после выхода материала «Чистая линия» заявила, что информация о ее неготовности к запуску производства мороженого по новым требованиям маркировки не соответствует действительности. Компания заявила, что открыто говорила о «текущих и потенциальных» проблемах, которые связаны с внедрением маркировки, хотя «многие другие компании умалчивали о связанных с интеграцией нового оборудования сложностях». «Чистая линия» добавила, что заказала оборудование для маркировки и работает в усиленном режиме, чтобы накопить резерв продукции до запуска всех производственных линий согласно требованиям правительства.