FT назвала российские компании одними из наиболее уязвимых к предложенному в ЕС углеродному налогу
Российские компании могут больше других пострадать от углеродного налога на импорт, который планирует ввести Евросоюз, написала FT. Оценки потенциальных дополнительных издержек варьируются от $3 млрд в год до $60 млрд за 2022-2030 годы
Российский энергетический бизнес может оказаться в числе наиболее пострадавших от нового углеродного налога, который готовят в Евросоюзе, написала Financial Times.
ЕС разрабатывает так называемый пограничный углеродный налог (Carbon Border Adjustment Mechanism, CBAM). По задумке европейских властей, он будет побуждать страны-экспортеры энергоресурсов снижать выбросы углерода для борьбы с изменением климата. Кроме того, налог облегчит конкуренцию европейским производителям, которые сейчас подвергаются более строгим экологическим требованиям, чем за рубежом, отметила FT.
Налог грозит большими доплатами российским экспортерам энергоресурсов и промышленных товаров, производство которых приводит к выбросам углерода, написала FT со ссылкой на комментарии экспертов и чиновников. 21 апреля глава Минприроды Александр Козлов оценил потенциальный ущерб от углеродного налога ЕС для российских компаний более чем в €3 млрд ($3,6 млрд) в год. FT приводит прогноз KPMG, согласно которому издержки составят примерно $60 млрд в сумме за период с 2022 по 2030 год.
Налог на воздух: как забота об экологии превращается в инструмент торговой войны
Налог еще обсуждается, Еврокомиссия должна представить его детали в июле. Затем начнутся переговоры с членами ЕС и Европарламентом, которые могут занять месяцы или даже годы, указала FT. На первой стадии налог коснется импорта железа, стали, цемента и удобрений, заявил газете чиновник, имя которого издание не назвало.
Россия — крупнейший поставщик углеродоемких товаров в Европу: в 2019 году общая сумма экспортированных товаров составила почти €10 млрд, следует из подсчетов Deloitte. Он указал, что Россия выступает против европейского углеродного налога, потому что это грозит ей потерей существенного объема экспорта. Консалтинговая компания предупредила, что налог может серьезно ухудшить отношения ЕС с Россией, Турцией и другими странами восточной Европы. Замдиректора департамента общеевропейского сотрудничества министерства иностранных дел Артем Булатов предполагал, что ЕС пытается использовать тему борьбы с изменением климата для укрепления экономики после пандемии, отметила FT.
Экономика выбросов: как Россия будет соблюдать Парижское соглашение по климату
«Похоже, что требования рынка и клиентов по сокращению углеродных выбросов в нашей продукции куда более реалистичные и, по нашему мнению, разумные [чем новый налог ЕС]», — привела FT слова руководителя фракции Устойчивое развитие «Сибура» Максима Ремчукова. «Должен быть нажим, но также и мотивация с механизмом поддержки. Это [налог] не должно быть настолько жестким, чтобы убить бизнес», — заявил директор департамента по управлению экологическими и климатическими рисками En+ Алексей Спирин. Он считает, что бизнесу должны дать выбор: платить налог или больше инвестировать в сокращение выбросов.
За дымовой завесой. Как утилизация углекислого газа изменит мир
Российские компании опасаются и двойного налога, если Россия тоже введет свое углеродное регулирование, которое не совпадет с требованиями ЕС, отметил руководитель департамента мировой экономики Высшей школы экономики Игорь Макаров.