Юрий Лоза подал в суд на «Первый канал» из-за кавера на свою песню
Певец и композитор Юрий Лоза подал в суд на «Первый канал» из-за несогласованного с ним кавера на песню «Плот» в передаче «Голос». Он требует блокировки доступа к этому выпуску и компенсации в размере 5 млн рублей. В случае выигрыша дело может создать новую практику защиты прав на песни в России
Певец и композитор Юрий Лоза подал иск о защите авторских прав к АО «Первый канал», следует из данных картотеки Мосгорсуда. Дата рассмотрения дела пока не назначена.
В исковом заявлении Лоза утверждает, что телеканал нарушил его права на песню «Плот», поскольку кавер на композицию без его согласия исполнили в одном из выпусков передачи «Голос», который вышел в эфире в октябре 2020 года и был опубликован на сайте «Первого», пишет «Коммерсантъ».
Певец требует заблокировать доступ к этому выпуску и взыскать компенсации с «Первого канала» — 4 млн рублей за нарушение авторских прав и еще 1 млн рублей за моральный вред. Представитель канала не ответил на запрос о комментариях.
Представитель истца, гендиректор Semenov & Pevzner Роман Лукьянов отмечает, что это первое в российской практике требование о блокировке контента к федеральному каналу из-за музыки в составе шоу. «Раньше в таких ситуациях процедура блокировки не использовалась. Суд уже удовлетворил требования о предварительных обеспечительных мерах и обязал Роскомнадзор заблокировать ссылки на телепередачу», — заявил юрист.
Он отметил, что «Первый» не реагировал на досудебные претензии истца и отказался заключать с ним лицензионный договор. «Телеканалы жили в реальности, когда правообладатели не требовали блокировки контента в случае, если музыка содержалась внутри сложного объекта, телепередачи», — поясняет Лукьянов. По его словам, если Лоза выиграет дело, это докажет, что не только выложенная в чистом виде копия контента может стать поводом для блокировки.
«Розовое вино», «Кадиллак» и «Снова я напиваюсь»: сколько стоит музыкальный хит
Иски о компенсациях к федеральным телеканалам часто появляются в арбитраже и обычно связаны с передачами, где используются фонограммы, отмечает управляющий партнер «Зуйков и партнеры» Сергей Зуйков. По его словам, от исхода разбирательства зависит, получит ли продолжение практика подачи подобных исков именно в Мосгорсуд.
Миграция подобных дел из арбитража в Мосгорсуд может быть полезна правообладателям, считает зампред комитета Российского союза промышленников и предпринимателей по интеллектуальной собственности Анатолий Семенов. По его словам, последний обычно более склонен удовлетворять требования об обеспечительных мерах. Эксперт отмечает, что у Лозы есть реальные перспективы выиграть дело, даже если у телеканала есть договор с Российским авторским обществом (РАО). «Вся практика по этой категории споров построена на том, что договор с РАО дает только право на передачу в эфир или по кабелю, но не на доведение до всеобщего сведения в сети интернет», — поясняет Семенов.
Музыкальный ринг: как и почему артисты ссорятся с интернет-гигантами
Музыкальный ринг: как и почему артисты ссорятся с интернет-гигантами