«Опора России» призвала Минфин отказаться от возврата к «налогу на модернизацию»
Предприниматели призвали Минфин не возвращать налог на движимое имущество, отмененный в 2019 году. Подумать о его возвращении чиновникам ранее предложил крупнейший бизнес, уставший от споров с налоговиками о том, что считать движимым, а что недвижимым имуществом
Организация «Опора России», представляющая интересы малого и среднего предпринимательства, обратилась к министру финансов Антону Силуанову с просьбой отказаться от возврата к налогу на движимое имущество, который платился в региональные бюджеты и был отменен с 2019 года. С позицией объединения солидаризовались «Деловая Россия» и Торгово-промышленная палата (ТПП), пишет РБК. К движимому имуществу относятся станки, компьютерная техника и другая, ранее бизнес назвал налог на него «налогом на модернизацию».
Президент «Опоры России» Александр Калинин в письме Силуанову от 12 марта отметил, что возврат к налогу на движимое имущество станет «серьезной проблемой, в том числе для предприятий малого и среднего бизнеса, особенно в условиях падения доходов, связанного с последствиями пандемии». В других бизнес-объединениях — «Деловой России» и ТПП разделяют опасения главы «Опоры России» и считают неправильным возвращать налог на движимое имущество. Их представители отметили, что возврат к налогу ограничит слабую инвестиционную активность. В Минфине сообщили, что «никакие решения о возврате налога на движимое имущество организаций не принимались». В пресс-службе министерства отметили, что будут прорабатывать другие варианты совершенствования налогообложения имущества компаний, которые отвечали бы интересам и бизнеса, и государства.
Крупный бизнес попросил вернуть отмененный налог на движимое имущество
Минфин обозначил возможность включить движимое имущество в объекты налогообложения, снизив предельную ставку налога на него (2,2% от среднегодовой стоимости имущества) в «Основных направлениях бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики» на 2021–2023 годы, опубликованных в сентябре прошлого года. В пресс-службе Минфина в ответе на запрос издания указали, что вернуть налог предлагало само бизнес-сообщество. Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП) в конце 2019 года предлагал для избежания судебных споров о том, что считать движимым, а что недвижимым имуществом, предоставить право предпринимателям платить за оба вида имущества по единой ставке в 1,1% от его стоимости. В РСПП отказались комментировать письмо «Опоры России». С 1 января 2019 года бизнес полностью освободили от налога на движимое имущество, это должно было стать компенсацией за повышение налога на добавленную стоимость (НДС) с 18% до 20%. Минфин тогда оценил выпадающие доходы регионов после отмены налога в 181 млрд рублей в год.
«Дочка» «Северстали» проиграла суд с налоговой за определение движимого имущества
Госсовет Коми в феврале 2021 года обратился в Совет Федерации, Госдуму и правительство с просьбой ускорить работу по разграничению движимого и недвижимого имущества и вернуть движимое имущество в структуру налогообложения. Он отметил, что за два года после отмены налога ожидаемого эффекта в виде обновления основных фондов достичь не удалось, а республика Коми потеряла около 4,4 млрд рублей в год. В пресс-службе Минфина напомнили, что в дискуссиях 2019 года бизнес и регионы «предлагали совершенно разные уровни ставок, и к единой позиции по этому вопросу прийти не удалось». Там подчеркнули, что введение единой ставки на движимое и недвижимое имущество не рассматривается «как единственное возможное решение сложностей бизнеса с исчислением налога на имущество». В октябре 2020 года министр финансов Антон Силуанов выступал за более четкое разграничение движимого и недвижимого имущества в законодательстве.
В своем письме Калинин отметил, что отмена налога снизила налоговую нагрузку компаний, а малый и средний бизнес смог ускорить обновление основных фондов, вырос интерес компаний к запуску новых инвестиционных проектов. При этом возврат к налогу, как ожидает президент «Опоры», повлечет за собой «значительное увеличению сроков окупаемости инвестиций, которые были сделаны в прежних правовых условиях, снижению заинтересованности компаний в реализации новых инвестиционных проектов, а также к росту цен». Председатель «Деловой России» Алексей Репик считает, что «любые дискуссии о возможном возврате этого антимодернизационного налога фактически ставят крест на перезапуске инвестиционного цикла и выполнении задач, поставленных президентом в майском указе». Он отметил, что решение проблемы региональных бюджетов за счет налога на движимое имущество похоже на попытку «вылечить синяк, отрезав ногу». По его словам, вопрос о региональных бюджетах «требует отдельного внимания со стороны правительства, но это точно не те методы, о которых можно даже задумываться».
Председатель комитета ТПП по предпринимательству в сфере экономики недвижимости Александр Каньшин сказал, что в палате считают необоснованным возврат к налогу при очень слабой экономике, сжатии потребительского спроса и дорогом кредитовании. «В этих условиях введение любого дополнительного налога ухудшает и без того тяжелую ситуацию, в которой находится российская экономика», — добавил он.
Большинство регионов России завершило прошлый год с дефицитом бюджета
Партнер Taxology Алексей Артюх считает, что Минфин решил взять бессрочную паузу по спорному вопросу, хотя планировалось выработать решение к марту. По его словам, всерьез власти пока не рассматривали предложение крупного бизнеса относительно выбора схемы налогообложения с учетом или без учета движимого имущества. Артюх полагает, что через год-два будет возвращен налог на движимое имущество, а ставка по нему будет на уровне 1,6–1,7%. Для кадастровой недвижимости ставка по-прежнему будет более высокой, не исключает он (по закону она не может превышать 2% от кадастровой стоимости). «Базовая останется 2%, но регионам дадут больше полномочий на повышение этой ставки», — прогнозирует Артюх. Адвоката, старший юриста BGP Litigation Денис Савин предложил «привязать объект налогообложения к понятию основного средства, которое в равной степени применимо как к движимым, так и недвижимым вещам». «Но в целях компенсации увеличившихся расходов налогоплательщика на уплату налога допустимо будущую ставку по налогу снизить», — добавил он. Ведущий юрисконсульт «КСК Групп» Ирина Михеева отметил, что достаточно уточнить критерии отнесения имущества к недвижимости в Гражданском кодексе, которые в нынешнем виде уже утратили актуальность. Она назвала среди таких критериев связь недвижимости с землей и невозможность перемещения. При внесении правок в гражданское законодательство, по мнению Михеевой, не потребуется судебной практики по спора о разграничении движимого и недвижимого имущества.