Более половины россиян ощутили последствия пандемии на своих доходах
Доля россиян, которые ощутили на собственных доходах последствия пандемии, выросла за полгода вдвое и достигла 53% — это выше среднемирового показателя. Почти 70% потребителей в России вынуждены экономить, отмечают аналитики NielsenIQ
Количество россиян, которые ощутили на собственных доходах последствия пандемии COVID-19, выросло за полгода вдвое — с 27% до 53%. Эта доля выше среднемирового значения в 46%, пишет «Коммерсантъ» со ссылкой на исследование аналитиков NielsenIQ.
При этом доля жителей России, которые начали экономить, выросла почти до 70%, говорится в исследовании NielsenIQ. Даже среди 47% россиян, которые не столкнулись с уменьшением своих доходов, 16% стали внимательнее относиться к собственным тратам. Всего в России 69% респондентов вынуждены экономить, указали аналитики. По данным NielsenIQ, 62% российских потребителей настроены на покупку любого товара с скидкой без учета его бренда, 37% — на покупку товаров под собственной торговой маркой сетей, 20% — на приобретение самого дешевого продукта в категории. О спросе на товары широкого ассортимента по доступным ценам заявили 92% опрошенных компанией. По оценке директора по работе с ретейлерами NielsenIQ в России Константина Локтева, низкая покупательская активность и переключение в режим экономии большой группы россиян позволяют прогнозировать, что в 2021 году потребление в натуральном выражении расти не будет, а рост рынка в деньгах простимулирует только низкий уровень инфляции. По данным NielsenIQ, 38% потребителей в России не будут уверены в своем финансовом положении, если негативное влияние пандемии сохранится в ближайшие три-шесть месяцев.
«Сбер» заявил об «уходящих в спячку» потребителях
В X5 Retail Group («Пятерочка», «Перекресток», «Карусель») не заметили пока сокращения расходов потребителей, но не исключают его в дальнейшем. В компании согласились, что ценовой фактор становится главным для потребителя на рынке продуктов питания и товаров повседневного спроса (FMCG). В Auchan сообщили, что каждый пятый проданный в сети товар — это продукция под собственной торговой маркой, а интерес россиян к скидкам и промоакциям вырос. В группе «М.Видео-Эльдорадо» отметили, что на рынке бытовой техники и электроники происходит поляризация спроса. С одной стороны, рассказали в компании, выросла популярность базовых товаров из бюджетных категорий, с другой — растет спрос на более дорогие товары, в том числе — смартфоны, встроенную технику, холодильники и телевизоры. По словам управляющего партнера онлайн-гипермаркета «Всеинструменты.ру» Александра Гольцова, в среднесрочной перспективе российский покупатель будет интересоваться более доступными товарами. Собеседник газеты объяснил это стагнацией или снижением доходов населения и падением рубля.
Реальные доходы россиян в 2020 году упали на 3,5%
Собеседник газеты в крупном fashion-ретейлере отметил, что из-за кризиса люди предпочитают покупать базовую одежду, которая всегда ниже в цене, и отказываются от более дорогих моделей. Партнер OneStory Ольга Сумишевская добавила, что в сегменте непродовольственной розницы происходит перераспределение спроса. Из-за удаленного формата работы люди стали меньше тратить на проезд и офисную одежду, также на путешествия за рубеж, а переосмысление расходов привело к переходу на накопительную модель поведения, рассказал эксперт. Сумишевская ожидает, что из-за пандемии потребители продолжат фокусироваться на продуктах питания и лекарствах. Потребительская активность россиян будет восстанавливаться вслед за экономикой, динамика которой зависит от того, начнется ли в России третья волна пандемии COVID-19, добавил старший аналитик Газпромбанка Марат Ибрагимов. Это, в свою очередь, зависит от того, насколько успешно будет проходить вакцинация. На конец февраля прививки от COVID-19 получили около 4 млн человек, заявил на минувшей неделе главный эпидемиолог Минздрава Николай Брико.