В рейтинге сервисов доставки готовой еды впервые за четыре года сменился лидер
Grow Food впервые с 2016 года уступила лидерство на рынке доставки продуктовых наборов. Ее обошла компания Performance Group, созданная в 2015 году бизнесменом Артуром Зеленым
В рейтинге крупнейших интернет-магазинов продуктовых наборов и готовых рационов по итогам 2020 года первое место заняла Performance Group. Ее оборот за этот период составил 3,2 млрд рублей, подсчитали аналитики агентства INFOLine. Многолетний лидер Grow Food с оборотом 2,2 млрд рублей оказался на втором месте. Следом идет «Шефмаркет» — 1,16 млрд рублей, затем Elementaree — 900 млн рублей и justfood — 450 млн. Пандемия оказала позитивное влияние на спрос, что особенно ярко было видно в II квартале в период самоизоляции, поясняет гендиректор «INFOLine-Аналитики» Михаил Бурмистров.
Важным драйвером роста рынка в прошлом году стал запуск операторами этого рынка специальных линеек меню для розничных торговых сетей, продолжает он. Одновременно крупные ретейлеры и представители рынка общественного питания вроде «Вкусвилла» и Prime стали предлагать клиентам рационы — специально отобранные диетологами продуктовые наборы на один или несколько дней. Их доставляют на дом, из них можно составить правильное меню в зависимости от цели: избавиться от лишнего веса, набрать мышечную массу и так далее.
Закон 15 минут и смерть суперприложений: какой будет доставка еды в 2021 году
Как рос рынок
Рынок доставки готовых рационов и продуктовых наборов демонстрирует двукратный рост каждый год. По данным INFOLine, объем рынка увеличивался с 2,4 млрд рублей в 2017 году до 4,7 млрд в 2018-м и до 7,2 млрд рублей в 2019 году. По итогам 2020 года его оборот превысил 11 млрд рублей, рынок вырос на 53%. В 2021 году INFOLine прогнозирует 18 млрд рублей, а в следующем — 25 млрд. Количество россиян, следящих за весом и ориентированных на здоровый образ жизни, будет только расти, считает Бурмистров.
Продажи еды через интернет в 2020 году выросли в три раза
Смена лидера
В течение четырех лет, с 2016 по 2019 год, безоговорочным лидером этого бурно растущего рынка, по данным INFOLine, была компания Grow Food, основанная Даниэлем Гальпером и Павлом Паскарем. Партнеры придумали доставлять на дом здоровую еду, сидя как-то вечером в баре, и вложили на старте по 100 000 каждый. В 2019 году оборот Grow Food, по их собственным данным, составил 1,95 млрд рублей. Но в период пандемии их обошел амбициозный конкурент.
Позиция Grow Food (второе место) вряд ли изменится в 2021 году, но нужно учитывать, что и «Шефмаркет», и Elementaree растут быстрее рынка, считает Бурмистров. У обеих компаний есть достаточно средств для развития: инвесторами «Шефмаркета» выступают AddVenture, Mitsui & Co и «Эльбрус Капитал», которые суммарно вложили около $6 млн, а в Elementaree инвестировали $5 млн Российский фонд прямых инвестиций (РФПИ) и Bonduelle, напоминает эксперт.
По словам Бурмистрова, Grow Food для ускорения роста целесообразно ускорить запуск фабрики-кухни и распределительного центра в Подмосковье, но это случится не ранее 2022 года.
Конкуренты постоянно ищут новые каналы для сбыта. В конце 2020 года Performance Group начала поставку наборов Chef at Home в супермаркеты «Перекресток», принадлежащие X5 Retail Group, тогда же продажи в Perekrestok.ru (сейчас — «Перекрёсток Впрок») запустила Elementaree, которая разработала для ретейла специальную линейку блюд.