К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

«Сгладится через 20 лет»: АКРА оценило демографический эффект пандемии для экономики


Более 15 лет потребуется России, чтобы преодолеть последствия сокращения рабочей силы из-за пандемии COVID-19 для экономики, рассчитали аналитики АКРА

Аналитическое кредитное рейтинговое агентство (АКРА) оценило влияние смертности и нетрудоспособности среди заболевших коронавирусной инфекцией на внутренний валовый продукт (ВВП) России. Аналитики пришли к выводам, что демографические последствия пандемии в виде сокращения трудоспособного населения будут ощутимы для экономики России более 15 лет, а окончательно сгладятся только через 20 лет. Об этом сообщает РБК со ссылкой на расчеты агентства и заместителя директора группы суверенных рейтингов и макроэкономического анализа АКРА Дмитрия Куликова, который руководил этими расчетами.

По расчетам АКРА, демографические последствия пандемии, выраженные в потерях ВВП, к 2030 году уменьшатся до 0,04–0,18%, но не станут нулевыми даже через 15 лет после ее окончания. Оценка агентства включает в себя не только потери ВВП от смертности и временной нетрудоспособности, но и от сокращения миграционного притока в 2020–2021 годах. Как объяснил изданию Куликов, разница между реальной численностью рабочей силы и ее гипотетической численностью без учета пандемии возникает в основном в результате смерти людей в трудоспособном возрасте в 2020–2021 годах. Он уточнил, что при расчетах использовалось предположение, что в 2022 году и позднее избыточная смертность от пандемии окажется близкой к нулю. «В отсутствии пандемии они бы не покинули рабочую силу до наступления пенсионного или даже более высокого возраста. Поэтому эффект пандемии остается ненулевым как минимум до даты, когда самый молодой умерший человек покинул бы рабочую силу в нормальных условиях», — сказал экономист. «Если считать, что более 85% умерших были в возрасте 45 лет и старше, то демографический эффект пандемии должен в основном сгладиться через 20 лет после окончания пандемии», —  спрогнозировал Куликов. По оценке, которую сделал для издания директор Института народнохозяйственного прогнозирования РАН Александр Широв, из-за возросшей на фоне пандемии COVID-19 смертности и сокращения общей численности населения страны потенциальные темпы роста российской экономики уменьшатся на 0,2 п.п. в среднесрочной перспективе.

Падение экономики России в 2020 году оказалось рекордным с 2009 года

 

По расчетам АКРА дополнительная смертность в 2020–2021 годах и потери рабочих дней в результате временной нетрудоспособности больных коронавирусом снизят уровень реального ВВП России 2021 года на 0,2–0,9%. Диапазон оценки отражает неопределенность некоторых параметров расчета, таких как избыточная смертность 2021 года и доля умерших от коронавируса в трудоспособном возрасте. По словам Куликова, базовый метод расчета заключался в использовании производственной функции (зависимости ВВП от факторов производства), которая позволяет оценить, как меняется ВВП в зависимости от изменения численности активной рабочей силы. АКРА рассчитало два сценария численности активной рабочей силы к 2032 году — с пандемией и без. В результате пандемии дополнительная (избыточная) смертность 2020 года составила 360 000 человек (по сравнению с прогнозом в отсутствие пандемии), а в 2021 году составит от 100 000 до 250 000 человек, оценило АКРА. Из оценок агентства следует, что 25–45% людей, умирающих в связи с коронавирусом, находятся в трудоспособном возрасте, и в этом заключается негативный эффект пандемии на численность рабочей силы.

Новый контракт: как снизить уровень бедности в России

 

«Демографический провал 2020 года был существенным, но шоковое колебание численности населения будет сбалансировано в течение нескольких ближайших лет. В частности, прогноз потенциала смертности, который был на 2021–2022 годы, стал меньше за счет значительных потерь прошлого года», — отметил директор Института народнохозяйственного прогнозирования РАН Александр Широв. Пандемия действительно привела к тому, что люди умирают раньше, чем они бы прожили в естественном состоянии, согласен демограф, кандидат экономических наук Сергей Шульгин. «Мы видим это по структуре смертности: как правило, умирают люди с осложнениями, люди, которые находились в критическом состоянии, организм которых был слаб. И в каком-то смысле это означает, что во время пандемии наступают смерти, которые должны были случиться несколько позже», — объяснил он. По словам демографа, за счет эффекта «досрочных» смертей в период пандемии может произойти обратный отскок показателя смертности, то есть она может резко снизиться в течение нескольких лет после пандемии. Однако перераспределение всех ресурсов на борьбу с пандемией привело к сокращению инвестиций в развитие системы здравоохранения и финансирования высокотехнологичной медпомощи, что неизбежно будет тормозить восстановление показателей смертности и возвращение к росту ожидаемой продолжительности жизни после пандемии, пессимистично оценил Шульгин дальнейшее развитие событий.

Росстат улучшил оценку падения экономики

Аналитики признали, что в краткосрочном периоде демографические эффекты пандемии для экономики «почти незаметны» на фоне мер против распространения COVID-19 и сделки ОПЕК+ по сокращению добычи нефти. В конце 2019 года Минэкономразвития прогнозировало рост российской экономики в 2020 году на 1,7%,  фактически экономика сократилась на 3,1%. Разница между прогнозом и фактом — $226 млрд (доковидный прогноз Международного валютного фонда по ВВП России 2020 года минус последняя фактическая оценка). Fitch Ratings оценивало в феврале, что ВВП России упал на 2,1%, без учета сделки ОПЕК+. В июле 2020 года компания «ФБК Грант Торнтон» рассчитала демографический эффект как недополученный ВВП в течение числа лет, потерянных в результате преждевременной смерти людей от COVID-19. По оценкам «ФБК Грант Торнтон», недополученный суммарный ВВП на одного умершего от COVID-19 в России составляет около $326 600. Если исходить из консервативной оценки в 104 000 умерших от коронавируса как основной причины в 2020 году, то суммарные экономические потери достигают как минимум $34 млрд.

 

Нефть по $25 и годы на восстановление: ЦБ рассказал о сценариях и рисках для российской экономики

Суммарные потери мирового ВВП от пандемии в 2020–2025 годах оцениваются в $22 трлн, по данным МВФ. По его же оценкам, среднесрочные потенциальные темпы роста ВВП России (максимальный уровень выпуска в конкретной экономике при полном использовании всех факторов производства и нормальной загрузке мощностей) составляют 1,6% в годовом выражении. За годы, предшествовавшие пандемическому кризису, рост российской экономики составлял в среднем 1,5%, отмечал фонд. ВВП России после спада на 3,1% в 2020 году, по прогнозу Минэкономразвития, в следующие три года вырастет на 3,3, 3,4 и 3% соответственно. Всего в 2020 году в России, по данным Росстата, умерли 2,124 млн человек, это на 18% больше, чем количество смертей в 2018 году. Общее число зарегистрированных умерших с COVID-19 за апрель—декабрь 2020 года, по данным Росстата, превысило 162 000 человек. По расчетам АКРА, избыточная смертность в трудоспособных возрастах за апрель 2020 — июнь 2021 года составит от 115 000 до 274 000 человек, а доля долгосрочно выпавшей в 2021 году рабочей силы оценивается в 0,16–0,32%.  Это достаточная консервативная оценка избыточной смертности в 2021 году, отметил демограф, кандидат экономических наук Сергей Шульгин, есть надежда, что ее значение будет меньше без новых волн пандемии. Среднегодовое число временно нетрудоспособных в 2020 году (после начала пандемии) аналитика агентства оценили в 270–400 000 россиян. В 2021 году ожидается, что число временно нетрудоспособных снизится и составит 70–280 000 экономически активного населения. Нетто-отток численности трудоспособных мигрантов, накопленный за 2020–2021 годы, составит до 150 000 человек, прогнозируют в агентстве.

Bloomberg оценил влияние нехватки рабочих в России на темпы роста экономики

В пресс-службе Минэкономразвития в качестве комментария к оценкам АКРА сообщили, что «оперативно принятые антикризисные меры в совокупности с адаптивностью бизнеса и населения к работе в новых условиях позволили в значительной степени смягчить негативные эффекты на экономику». «В результате динамика ВВП России сложилась лучше, чем во многих крупнейших странах», — отметили там в ответ на запрос о комментарии. В министерстве добавили, что одна из задача плана действий по преодолению спада в экономике из-за пандемии — «обеспечить восстановление численности занятых до докризисных уровней к концу текущего года в соответствии с поручением президента».

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+