Бывший совладелец «Открытия» указал Набиуллину в числе аргументов для отклонения иска в Нью-Йорке
Экс-совладелец «Открытия» Вадим Беляев вновь заявил, что суд Нью-Йорка — неподходящее место для рассмотрения иска, который к нему подал банк. Он настаивает, что почти все свидетели, в числе которых он называет Набиуллину, находятся в России и «будут нуждаться в помощи переводчика»
Бывший совладелец банка «Открытия» Вадим Беляев вновь заявил, что Верховный суд Нью-Йорка — неподходящее место для рассмотрения иска, который к нему подали «Открытие» и банк непрофильных активов «Траст». Свои аргументы он привел в переданном в суд меморандуме (есть у Forbes), о котором первым написал VTimes.
В документе Беляев приводит причины, из-за которых, по его мнению, дело не может слушаться в Нью-Йорке. В частности, Беляев указывает, что не живет в Нью-Йорке и не намерен туда возвращаться (меморандум, судя по документу, был заверен в начале февраля в Новом Орлеане). Еще один его аргумент состоит в том, что «почти все доказательства и свидетели», необходимые для подготовки защиты, находятся в России.
Беляев указывает, что информацией, которая имеет отношение к его защите по делу, могут обладать глава Центробанка Эльвира Набиуллина, еще шесть настоящих и бывших топ-менеджеров ЦБ, а также семь человек из числа нынешнего и бывшего руководства банка «Открытия» и «Открытие Холдинг». Все они, как отмечает Беляев, проживают в России, говорят на русском языке и для того, чтобы выступить в качестве свидетеля, «будут нуждаться в помощи переводчика».
Винная комната на 3000 бутылок: как в Нью-Йорке живет основатель «ФК Открытие» Вадим Беляев
Кроме того, многие из документов, имеющих отношение к защите Беляева, уже раскрывались в российском разбирательстве и должны оставаться конфиденциальными по постановлению российского суда, отмечает бизнесмен. Остальные документы, включая электронную переписку, находятся на российских серверах. Все они на русском языке и для использования в разбирательстве потребуют перевода, указывается в меморандуме.
Forbes направил запросы о комментариях в ЦБ и «Открытие».
«Траст» и «ФК Открытие» подали иск в Нью-Йорке в сентябре 2020 года. Выбор юрисдикции они объяснили тем, что Беляев, по их данным, в то время жил в Нью-Йорке под фамилией Вольфсон (фамилия отца Беляева). В иске банки заявили о подозрительных трансакциях со связанными с Беляевым компаниями на 83 млрд рублей. До этого разбирательство прошло и в России, где истцом выступил Центробанк. В сентябре Арбитражный суд Москвы взыскал рекордные 289,5 млрд рублей убытков с четырех бывших руководителей «Открытия». Третий иск к Беляеву подан в Великобритании.
Суду в США представили связанную с экс-совладельцем «Открытия» недвижимость
Беляев ранее уже просил американский суд не рассматривать дело, сославшись на концепцию forum non conveniens (неподходящая юрисдикция). Беляев тогда заявил, что считает действия банков бесполезными и связывает их с «отчаянной попыткой» ЦБ «возложить предполагаемые проблемы банков с ликвидностью на всех, кто мог быть причастен к владению или управлению ими». Кроме того, защита Беляева настаивала, что «Траст и «Открытие» в «расплывчатой форме» лишь предполагают, что Беляев устроил и авторизовал спорные трансакции, и не приводят доказательств того, что Беляев действительно имел контроль над «Трастом» и «Открытием». Адвокаты бывшего банкира заявили, что ЦБ пытается преследовать Беляева по всему миру.
В доказательство позиции банков о том, что дело должно рассматриваться в Нью-Йорке, истцы привели показания сооснователя исследовательской компании Vantage Intelligence Гретчена Кинга. Расследование фирмы показало, что Беляев связан с пятью объектами недвижимости, находящимися в США, включая многоуровневую квартиру с двумя бассейнами, винной комнатой и сауной в престижном районе Сохо в Нью-Йорке. «Расследование показывает, насколько отчаялись истцы, что они пытаются найти хоть какую-то связь дела с Соединенными Штатами. Они знают, что их иск не может здесь рассматриваться», — заявил тогда РБК партнер Boies Schiller Flexner Дуэйн Лофт, представляющий интересы Беляева.
При участии Яны Милюковой и Марии Кокоревой