В прошлом году в Россию вышло вдвое меньше новых международных ретейлеров
Половина новых ретейлеров, вышедших на российский рынок, представлена профилем «одежда, обувь, белье», говорится в исследовании международной консалтинговой компании Knight Frank. Доли ценовых сегментов распределились почти поровну: 54% — средний/ниже среднего, 46% — выше среднего.
Об уходе с российского рынка в 2020 году объявил французский бренд аксессуаров Longchamp. По словам гендиректора компании, закрытие магазинов во многом связано с последствиями эпидемического кризиса. Холдинг Inditex также принял решение о закрытии в России магазинов Lefties.
С вещами на выход: почему пандемия повлияла на ТЦ, но не на продажи одежды и обуви
Всему виной негативное влияние пандемии и экономический кризис, поясняет директор департамента торговой недвижимости Knight Frank Евгения Хакбердиева. Однако именно это подстегнуло развитие рынка онлайн-торговли, который, по предварительным оценкам, составил 2,5 трлн рублей, показав прирост почти в полтора раза.
По ее словам, произошла взаимная интеграция онлайна и офлайна, большую роль стала играть омниканальность. Например, группа H&M приняла решение о запуске российских онлайн-магазинов Arket, & Other Stories, COS, Weekday и Monki, при этом офлайн-магазины первых двух брендов только планируются к открытию. Компания «Стокманн» открыла онлайн-аутлет, открытие офлайн-формата в ближайшее время не планируется.
Конец шопинга: как изменилось поведение потребителей в России и в мире из-за кризиса
У многих ретейлеров появились коллекции виртуальной одежды, отмечает Knight Frank. Например, Alexander Terekhov совместно с маркетплейсом цифровой одежды Replicant.fashion представил лимитированную digital-коллекцию вечерних платьев, у каждого из которых есть физический прототип, сшитый в единственном экземпляре (можно купить только офлайн в бутиках). Развивает направление digital-одежды и Alena Akhmadullina — чтобы примерить виртуальную одежду, необходимо оплатить заказ и прислать бренду свое фото. Также виртуальную коллекцию одежды представили AliExpress Россия и digital-инфлюенсер Алиона Пол, а Levi's и Snapchat выпустили свою коллекцию для пользователей приложений Snapchat и Bitmoji.
Большинство ретейлеров перешли к оптимизации количества торговых точек, а также активно начали развивать электронную коммерцию — собственные онлайн-магазины, маркетплейсы, продажи через социальные сети, отмечает Хакбердиева. Но рост онлайн-каналов не свидетельствует о том, что офлайн исчезнет. По ее словам, офлайн-торговля будет трансформироваться, создавая новые форматы магазинов и сервисы для клиентов, а также зоны для социализации, образования, культурных и развлекательных мероприятий. На первое место выйдет эмоциональная составляющая процесса, включающая в себя тактильный опыт, возможность комбинирования различных товаров, импульсных покупок, активное развитие получит среда phigital (интегрированные коммуникации на стыке цифрового и физического пространств. — Forbes).
Поддельная радость: как бренды борются с контрафактной косметикой с помощью блокчейна
В результате кризисов последних лет у покупателей произошел устойчивый сдвиг в сторону более обдуманных и целенаправленных покупок — демонстративное потребление уступает место более сознательному или практичному. Процесс принятия решения о покупке сейчас отличается большей избирательностью товара или услуги и использованием современных технологий. Прагматичный подход отмечен везде, говорит Хакбердиева: в выборе одежды, продуктов питания, товаров длительного пользования. Предварительные мониторинги сайтов брендов, сравнение качества и цены, поиск оптимальных условий покупки (бонусы, промоакции, доставка) — покупатель стремится осознанно совершать каждый шаг. Это дает толчок для развития новых инструментов и технологий — ресурсов, позволяющих сравнивать стоимость товаров, оценивать качество, искать наилучшее предложение на рынке, таких как Trivago, Yandex.Market, «Юла», Avito и других.
Фото Sefa Karacan / Anadolu Agency via Getty Images