Минпромторг предложил распространить субсидии за экспорт российских товаров на конкурентов Wildberries
Минпромторг предложил смягчить требования к маркетплейсам, которые смогут получить субсидии за экспорт отечественной продукции за рубеж. Изначально основным бенефициаром проекта был Wildberries, но теперь получателями также смогут стать его конкуренты Ozon, «Яндекс.Маркет» и «AliExpress Россия»
Минпромторг решил субсидировать затраты при экспорте отечественной продукции за рубеж маркетплейсам с российскими бенефициарами и тем площадкам, в которых не более 50% принадлежит компаниям, зарегистрированным в офшорах из списка Минфина. Об этом со ссылкой на подготовленный ведомством проект постановления правительства пишет РБК.
О том, что Минпромторг предлагает субсидировать затраты маркетплейсов на логистику, чтобы поддержать экспорт продукции российских поставщиков, в ноябре писал «Коммерсантъ». Из документа следовало, что на субсидии маркетплейсам в 2021–2023 годах может быть направлено 1,5 млрд рублей. При этом предполагалось, что субсидии будут недоступны маркетплейсам, управляемым иностранным юрлицом. Не планировалось их распространять и на компании, в уставном капитале которых есть иностранные владельцы.
Таким образом претендовать на субсидии мог Wildberries Татьяны Бакальчук, но не Ozon, «Яндекс.Маркет» или «AliExpress Россия», говорили «Коммерсанту» эксперты. «Ограничение иностранного участия в маркетплейсах указывает на то, что инициатива создавалась исключительно ради Wildberries», — заявлял газете президент Национальной ассоциации дистанционной торговли (НАДТ) Александр Иванов. Он называл Wildberries «едва ли не единственным возможным получателем этой субсидии».
Оценка состояния владелицы Wildberries Татьяны Бакальчук выросла до $10 млрд
Конечный владелец российского юрлица Ozon — это кипрская компания, «Яндекс.Маркет» принадлежит компании из Нидерландов, а «AliExpress Россия» — это сингапурская компания. Так как Кипр, Нидерланды и Сингапур не включены в список офшорных зон Минфина, проект должен распространяться на эти компании, пишет издание. Один из участников рынка подтвердил РБК, что эти компании попадут под формулировки проекта, «но с рядом нюансов». Он не пояснил, о чем идет речь. Представители Ozon, «Яндекс.Маркет» и «AliExpress Россия» не ответили на соответствующий вопрос РБК.
В случае получения субсидии меркетплейс также не должен будет брать комиссию за транспортировку и хранение продукции за рубеж с ее продавца. Ожидается, что Минпромторг будет распределять субсидии по заявкам раз в год.
С вещами на выход: почему пандемия повлияла на ТЦ, но не на продажи одежды и обуви
Объем рынка розничного онлайн-экспорта товаров из России в 2020 году мог составить $1,16 млрд, что на 42% больше, чем по итогам 2019-го, говорилось в совместном исследовании Data Insight и eBay. Рынок российского экспорта четвертый год подряд растет двузначными темпами, рассказал изданию гендиректор eBay на глобальных развивающихся рынках Илья Кретов. «Однако в сравнении с другими странами, где трансграничная торговля получает значительную господдержку, нам еще есть куда расти», — отметил он.
Представители Минпромторга и Wildberries отказались от комментариев.