Фудсервис в России не вернется к доковидным показателям в 2021 году
По прогнозу агентства NPD Group рынок общепита в следующем году потеряет до 5% клиентов в сравнении с 2019-м. Причина — в коренных изменениях структуры рынка и форм потребления ресторанной еды в период пандемии коронавируса
Российский рынок фудсервиса не вернется к доковидным показателям в 2021 году. Падение рынка в трафике на 5 % в 2021 году по сравнению с 2019 годом прогнозирует агентство NPD Group.
NPD Group на основе проведенного в октябре 2020 года исследования отмечает, что за время ограничений и карантина в пандемию привычки россиян настолько изменились, что повлекли за собой корректировку структуры рынка и усиление роли доставки в фудсервисе. К еде в залах ресторанов люди относятся настороженно: по данным опроса агентства, 59 % респондентов считают рестораны местом высокого риска заражения коронавирусом. В целом NPD Group прогнозирует падение рынка в трафике на 5% в 2021 году по сравнению с 2019 годом.
Крафтовая эпоха: как был устроен ресторанный бизнес в 2010-х
По данным агентства, ситуации потребления в фудсервисе в корне изменились. Если раньше заведения общепита посещали для еды в рабочие перерывы (31% от посещений в 2019 году) и выхода с семьей или друзьями (40% в 2019 году), то сейчас потребление блюд ресторанной кухни происходит дома. В 2019 году на заказы ресторанной еды на дом приходилось 10%, а за 9 месяцев 2020 года этот показатель вырос в полтора раза.
Авторская кухня: как Илья Тютенков открыл шесть ресторанов и попал с пятью из них в рейтинг Forbes
«Изменение потребительского поведения необратимо, оно уже случилось, и для индустрии теперь не столь важно, когда именно будут вакцинированы все россияне», — объясняет эксперт рынка фудсервиса российского отделения NPD Group Марина Лапенкова. По ее оценке, за время карантина многие переосмыслили свой стиль жизни: те, у кого есть возможность, в будущем лишь часть времени намерены проводить в офисе, а в остальные дни собираются работать из дома. Люди освоили заказы продуктов онлайн с доставкой, научились планировать хозяйство в ситуации, когда вся семья работает и учится дистанционно, добавляет эксперт. По словам Лапенковой, ситуации потребления, связанные с работой, были крайне важны для отраслевого рынка.
Беспилотники «Яндекса» начали доставлять еду из ресторанов
«Сейчас рынок несет большие потери именно из-за того, что меньше людей по дороге на работу пользуются стрит-фудом, покупают утренний кофе или еду на заправках, обедают вне дома и реже ездят в командировки», — отмечает она. Эксперт отмечает, что в будущем возможно изменится количество дней, которые люди проводят на работе, а офисы станут мобильными. Это, по ее словам, снова приведет к изменению ситуаций потребления, связанных с работой.
Спасение на окраине: сеть «Андерсон» планирует за полгода открыть 20 кафе в спальных районах Москвы
Кроме того, пандемия дала мощный толчок доставке, в которой теперь выделились отдельные каналы: классическая ресторанная доставка, доставка из ретейла, а также доставка рационов и конструкторов еды. По данным агентства, с января по октябрь 2020 года доставка выросла в два раза по сравнению с аналогичным периодом 2019 г. Лидеры доставки — агрегаторы, на них с января по октябрь приходилось более 40 % визитов. Конкурировать с ресторанами начали современная розница и продуктовые сервисы. С введением карантина розница стала больше доставлять продуктов на дом, предлагая также готовые блюда ресторанного уровня.
Около 40% владельцев кафе и ресторанов в России с начала пандемии лишились бизнеса
«Людям удобно сразу в одном месте заказать, например, молоко, стиральный порошок и корм для животных, и потом добавить в корзину приготовленные блинчики или сырники, нежели покупать продукты и готовые блюда у разных операторов», — комментирует изменения эксперт. По ее оценке, больше всего от экспансии ретейла страдают рестораны домашней кухни, а не заведения, где готовят аутентичную и авторскую еду.