Траты россиян на покупки в зарубежных интернет-магазинах упали впервые за 10 лет
В прошлом году траты россиян в иностранных онлайн-магазинах сократились впервые за 10 лет. По мнению экспертов Высшей школы экономики, на это повлияли девальвация рубля и снижение беспошлинного порога на посылки из-за границы
В 2019 году россияне впервые за последнее десятилетие стали меньше тратить на покупки в зарубежных онлайн-магазинах. Об этом сказано в исследовании НИУ ВШЭ, которое посвящено российскому рынку интернет-торговли, пишет РБК.
«Карантин съедает последние запасы денег»: россияне забудут о тратах на ближайшие полгода
Согласно исследованию, в прошлом году оборот трансграничной интернет-торговли снизился на 3% по сравнению с 2018-м, составив 323 млрд рублей. Число выполненных заказов при этом сократилось также на 3%: с 349 млн до 340 млн. Снижение объема трансграничной торговли в денежном выражении зафиксировала и Национальная ассоциация дистанционной торговли (НАДТ). По ее данным, в 2018-м он составил $3,24 млрд (203,1 млрд рублей), а в 2019-м — $2,85 млрд (184,4 млрд рублей). В то же время НАДТ увидела рост числа заказанных товаров на 1%, до 380 млн штук.
Издание также приводит данные Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ), которые основаны на информации от Сбербанка. АКИТ отмечает, что в 2019-м объем трансграничной торговли вырос на 25%, достигнув 645 млрд рублей. При этом ассоциация заметила снижение количества посылок и бандеролей на 7%, до 323,3 млн штук.
Доля расходов россиян на покупку продуктов достигла рекордного уровня
По данным ЦБ, в прошлом году на покупку товаров в иностранных интернет-магазинах россияне потратили $8,6 млрд (604,8 млрд рублей), что на 11% меньше, чем в 2018 году. В исследовании ВШЭ сказано, что у метода, который применяет регулятор, есть методические сложности. В частности, оценка может быть выше из-за того, что в основе расчета — отчетность банков об операциях клиентов с использованием платежных карт. На деле у банков могут быть проблемы с разделением платежей своих клиентов за товары и услуги, которые не связаны с торговлей товарами в интернете, говорится в исследовании.
Авторы исследования ВШЭ пришли к выводу, что на сокращение объемов трансграничной торговли повлияло снижение беспошлинного порога на посылки из-за границы с €1000 до €500. Уже в 2020 году порог снизился до €200 и 31 кг. Исследователи отмечают, что на такие покупки приходится менее 1% заказов, но потребители снизили количество дорогих покупок, что повлияло на динамику рынка в денежном выражении.
По словам научного сотрудника Центра комплексных европейских и международных исследований факультета мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ Марселя Салихова, в условиях карантинных ограничений и падения доходов многие потребители были вынуждены сокращать расходы на непродовольственные товары, которые и составляют основу трансграничной торговли. Эксперт добавил, что еще одним негативным фактором для трансграничной торговли стало снижение курса рубля.