Ростехнадзор предупреждал «Норникель» о проблемах с резервуарами топлива
Ростехнадзор в 2017–2018 годах предупреждал «Норникель» о проблемах с хранением топлива на ТЭЦ-3, где в конце мая произошел крупный разлив. Компания утверждает, что эти замечания не касались резервуара, у которого «оторвалось днище»
Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) в 2017-2018 годах выявляла и указывала Норильско-Таймырской энергетической компании (НТЭК, дочерняя компания «Норникеля») на нарушения в эксплуатации площадки с резервуарами дизельного топлива на ТЭЦ-3, где 29 мая 2020 года произошла авария, свидетельствуют акты проверок в системе «СПАРК-Интерфакс». Первым внимание на это обратил РБК.
О выявленных нарушениях регулятор сообщал НТЭК в 2017 и в 2018 годах. Ростехнадзор проводил неоднократные плановые и внеплановые проверки ТЭЦ-3 и в 2019–2020 годах, но о новых нарушениях или устранении выявленных ранее больше не сообщал. Издание направило запрос в пресс-службу Ростехнадзора.
В ходе плановых проверок осенью 2017 года ведомство выявило нарушения в эксплуатации двух резервуаров емкостью 20 000 куб. м каждый (17 000 т дизельного топлива). Ведомство указало, что компания не устранила нарушения, выявленные в 2014 году. Тогда ООО «Безопасность в промышленности» предписало НТЭК до осени 2015 года выполнить ремонт наружной поверхности стенки и кровли, в том числе зачистить участки, пораженные коррозией, и восстановить антикоррозионное покрытие, а к октябрю 2016 года провести неразрушающий контроль днища.
В 2017 году Ростехнадзор указал, что клапаны дыхания и предохранения, контролирующие давление на трех резервуарах с нефтепродуктами на площадке по хранению дизельного топлива, датированы 1979–1980 годами, но сотрудники ТЭЦ-3 не проводят экспертизу их промышленной безопасности, поэтому «дальнейший срок безопасной эксплуатации не установлен».
В 2018 году Ростехнадзор указал на повреждение стен и кровли в зданиях, где располагаются задвижки резервуара № 2, и смещение стенового ограждения в здании с задвижками резервуара № 3. Эти дефекты приводят к коррозии трубопроводов и задвижек, и на них ведомство неоднократно указывало компании, начиная с 2016 года.
В ответ на запрос РБК, представитель «Норникеля» сообщил, что НТЭК поддерживает все емкости в надлежащем состоянии. Он отметил, что в 2017 году Ростехнадзор указал на нарушение контроля за состоянием днищ в резервуарах № 2 и № 3, но при аварии 29 мая разрушился резервуар № 5.
В результате аварии разлилось около 21 000 т нефтепродуктов, из них 6000 т попали в грунт, остальное — в реку Амбарную и ее приток Далдыкан, которые впадают в крупное озеро Пясино, связанное рекой с Карским морем. Президент Владимир Путин 3 июня ввел в регионе режим ЧС федерального значения.
Причины аварии выясняются. «Норникель» вероятной причиной произошедшего считает потепление климата. «Мы можем предполагать, что в результате аномально мягких температур могло произойти растепление мерзлоты, что привело к частичному проседанию опор, на которых стоит цистерна», — заявил первый вице-президент, операционный директор компании Сергей Дяченко.
Крупнейшая катастрофа в Арктике: что известно о разливе топлива под Норильском
Крупнейшая катастрофа в Арктике: что известно о разливе топлива под Норильском