«Для миллениалов это может сработать»: как устроена работа сервиса «Яндекс.Лавка»
По оценке аналитиков InfoLine, к 2023 году объем продаж продуктов питания, реализуемых через российские онлайн-магазины, достигнет 200 млрд рублей. «Яндекс» начал осваивать этот рынок только в прошлом году, запустив проект «Яндекс.Лавка». Как устроен этот бизнес?
Запущенный летом 2019 года сервис доставки продуктов на дом «Яндекс.Лавка» планирует в ближайшее месяцы увеличить число складов в четыре раза и выйти на рынок Санкт-Петербурга. Пока новый для крупнейшей технологической компании России бизнес развивается только в Москве, где уже появились постоянные клиенты. Bloomberg рассказал, как устроена работа сервиса.
- Скорость доставки заказов в среднем составляет 15 минут. Продукты и хозяйственные товары курьеры забирают с небольших складов площадью около 150 кв м. Для сравнения, интернет-супермаркет Perekrestok.ru развозит заказы по Москве на грузовиках из трех дистрибьюторских центров площадью от 4000 до 18 000 кв. м.
- Всего на складах «Яндекс.Лавки» хранится около 2000 наименований товаров. Стратегия сервиса состоит в увеличении доли рынка и превращении в цифровой магазин, куда «покупатели идут за продуктами, зубной пастой или пачкой презервативов, доставляемой прямо к их дверям», пишет Bloomberg.
- Свои склады «Яндекс» называет «дарк сторами» (dark stores - «темные магазины»). Туда не заглядывают сами клиенты, а потому компания может выбирать более дешевые и менее привлекательные помещения, которые не подошли бы для обычной торговой точки. В складах, которые иногда находятся в подвале, бетонные полы и узкие проходы между полками с морозильными камерами для мяса, рыбы, мороженого и других продуктов.
- Средний размер заказов составляет от 600 рублей до 1000 рублей без стоимости доставки. При этом самые мелкие заказы могут быть отклонены в часы пик. Самые популярные продукты — вода, яйца, молоко, бананы и лимоны. Bloomberg указывает, что молоко, бананы и чай в «Яндекс.Лавке» примерно на 20% дороже, чем в онлайн-супермаркете «Перекресток».
- Вскоре после поступления заказа, курьер забирает товар. Большинство курьеров передвигаются на внедорожных велосипедах, которые подходят для зимы. Из них почти 20% — электрические велосипеды.
«Яндекс» отказался от доставки продуктовых наборов по подписке через «Яндекс.Шеф»
- Первое время «Яндекс» закупал товары у ретейлера Metro AG, но затем перешел к прямым контрактам с дистрибьюторами и производителями. К концу 2019 года у компании было 50 складов в Москве. За 2020-й она хочет увеличить их число до 200, расширив сервис до Санкт-Петербурга.
- «Мы сосредоточились на развитии собственных мини-складов с супербыстрой доставкой», — сказал агентству руководитель фудтех-направления «Яндекс.Такси» (подразделения, в состав которого входит «Яндекс.Лавка») Максим Фирсов. По его словам, пока бизнес еще не получил прибыли, поскольку компания тратит средства на расширение. После того как у сервиса появится больше клиентов, ситуация должна измениться, считает руководитель подразделения. Фирсов уточнил, что некоторые склады, существующие не один месяц, уже обслуживают постоянных клиентов и показывают «улучшение экономики подразделения».
- «Главное преимущество «Яндекса» — прямой доступ к потребителям. Компании не хватает покупательной способности крупных ретейлеров, и вместо этого она предлагает самые короткие сроки доставки. Для миллениалов это может сработать, но не привлечет самых экономных покупателей», — считает глава аналитической компании InfoLine Иван Федяков. «Мы понимаем, что есть люди, которые никогда не станут нашими клиентами. Но продуктовый рынок настолько огромен, что если получить маленький кусочек — это уже большой бизнес», — отметил Фирсов.
Фото: Антон Белицкий/ТАСС