«Стив Джобс в мире пиццы»: основатель «Додо Пиццы» рассказал о создании «компании-киборга»
Сеть пиццерий «Додо Пицца» не просто компания, работающая в сфере общественного питания: другая важная ее сторона и конкурентное преимущество — технологии, рассказал в интервью Bloomberg ее основатель, предприниматель из Сыктывкара Федор Овчинников. Почему партнеры называют его «Стивом Джобсом от пиццы»?
«Мы компания-киборг. Мы наполовину фуд (сфера питания – Forbes) и наполовину тех (IT-сектор)», — рассказал Bloomberg основатель сети пиццерий «Додо Пицца» Федор Овчинников. По его словам, технологическая подкованность дает его компании преимущество перед конкурентами. «Мы невероятно эффективны», — не скромничает бизнесмен.
«Додо Пицца» - это смесь прикладного программного обеспечения и аналитики, которая хранится в облаке, пишет Bloomberg. Руководит направлением специальный «эджайл-директор», в подчинении у которого 120 специалистов. Они занимаются поддержкой и развитием собственной системы компании Dodo IS. Она позволяет в реальном времени отслеживать денежные потоки, запасы и время обслуживания в ресторанах. Данные доступны в любой точке сети, и работники могут получить их в несколько касаний сенсорного экрана, передает Bloomberg.
IT-направлению в компании посвящена отдельная страница на сайте «Додо Пиццы». «Dodo IS отвечает за: онлайн-заказ через сайт или мобильное приложение; работу кассы и прием платежей; очередь заказов у пиццамейкеров; координацию курьеров; управление поставками; анализ продаж» — перечисляет сама компания.
Сейчас разработчики работают еще над одной функцией. «Додо Пицца» хочет автоматически запускать маркетинговые кампании в отдельных регионах, в которых продажи падают ниже определенного уровня. Или, как говорит об этом Овчинников, «производительность труда снижается».
Публичность как защита. Поможет ли медийность основателю «Додо Пиццы»
Кроме того, «Додо Пицца» запустила на своем сайте «коммерческую женитьбу» — сервис, который соединяет желающих вложиться в развитие «Додо Пиццы» с теми, у кого «есть страсть» управлять рестораном, отмечает Bloomberg.
Пока «Макдоналдс» и другие крупнейшие игроки на рынке фастфуда вкладывают миллиарды в развитие сервисов доставки, «Додо Пицца» вводит новый дизайн ресторанов, чтобы привлечь в них больше клиентов, пишет агентство. Овчинников говорит, что его компания хочет достичь «идеального баланса бренда» — равенства между продажами в ресторане и через доставку. При этом с сервисами наподобие «Яндекс.Еды» он отказывается сотрудничать: по мнению Овчинникова, это разрывает связь с клиентами.
«Неудачливый продавец книг и блогер превратил «Додо Пиццу» в одну из самых быстрорастущих в Европе сетей ресторанов, обойдя Papa Jones, Domino’s и Pizza Hut в России за восемь лет», — отмечает Bloomberg. Овчинников заявил агентству, что рассчитывает достичь $500 млн выручки в 2021 году и $1 млрд — к 2024-му. В планах основателя — открыть 1000 новых ресторанов в Европе, Азии и Африке в ближайшие пять лет. Сейчас у сети всего 529 ресторанов в 11 странах мира. В октябре откроется первый ресторан по франшизе в Нигерии. Всего права проданы на 20 заведений. Их откроет группа британских инвесторов Quality Foods Africa. «Эта отрасль превращается в технологический бизнес, и «Додо Пицца» — среди лидеров в своем классе. У них лучшая платформа, которую мы видели в фастфуде», — заявил Bloomberg директор предприятия Алекс Троттер. «Федор — Стив Джобс в мире пиццы», — сказал об Овчинникове его партнер и акционер «Додо Пиццы» Денис Грин — «одно из самых больших имен» в индустрии пиццы, пишет Bloomberg.
Пока что «Додо Пицца» не приносит своему основателю капитал: все деньги вкладывались в развитие компании, отмечает агентство. Собственные рестораны и франчайзи приносят примерно поровну. С расценками согласны не все рестораторы, которые работают по лицензии. «Додо» прозрачна для мира, но внутри системы у франчайзи нет никакого влияния. Хотя это хорошо управляемая компания и продажи всегда высокие, финансовая модель ограничивает, как много владелец ресторана может заработать», — заявил Bloomberg Александр Сидоров, которому принадлежали пять заведений в Челябинске.