Тюменский суд объяснил, почему BP должна заплатить ТНК-BP 100 млрд рублей
Мотивировочная часть громкого судебного решения по иску миноритария «ТНК-BP Холдинга» Андрея Прохорова: BP косвенно признала вину, не представив затребованные документы и финансовые расчеты
В картотеке дел ВАС опубликован текст решения Арбитражного суда Тюменской области по иску миноритарного акцинера «ТНК-BP Холдинга» (ТБХ) Андрея Прохорова к компаниям BP Russian Investments Limited и BP Plc. В конце июля стало известно, что ответчик по решению арбитража должен будет выплатить 100,364 млрд рублей убытков в пользу ТБХ. Теперь можно ознакомиться с мотивировочной частью решения судьи Владимира Лоскутова.
Громкое разбирательство в Тюмени продолжалось на протяжении года. Изначально Прохоров вместе с еще четырьмя миноритариями ТБХ обратился в суд в требованием компенсации холдингу убытков, понесенных из-за срыва стратегического партнерства BP и «Роснефти». «Сделка века», включавшая взаимный обмен акциями и совместную работу на российском арктическом шельфе, была сорвана консорциумом акционеров ТНК-BP Alfa-Access-Renova (AAR).
По версии истцов, ТБХ понес ущерб из-за того, что члены совета директоров ТБХ от BP Питер Черроу и Ричард Слоан не предупредили совет о планах альянса с «Роснефтью» и лишили холдинг возможности получить выгоду от участия в проекте. Сумма компенсации варьировалась: первоначально речь шла о 87 млрд рублей, затем требования возросли до 409 млрд рублей, но в итоге были скорректированы до 288 млрд рублей.
Справедливость самого факта подобных претензий судья Лоскутов мотивировал отказом ответчиков представить целый ряд запрошенных у BP документов, включая корпоративную корреспонденцию менеджеров об альянсе с «Роснефтью» и протоколы заседаний совета директоров BP Plc с обсуждением возможности привлечения к участию в сделке ТБХ. Эти материалы помогли бы арбитражу убедиться в состоятельности позиции британцев, апеллирующих к неспособности ТНК-BP удовлетворить условиям сотрудничества с российской госкомпанией из-за недостатка опыта и технологий.
Отказ BP суд интерпретировал как косвенное признание правоты истца, указывавшего на противоречие соглашения с «Роснефтью» условиям договора акционеров ТНК-BP. Согласно этому документу, партнеры обязаны уведомлять друг друга обо всех возможностях для бизнеса на территории России и Украины. Лоскутов заключил, что директора от BP действовали исключительно в интересах британской компании.
В последней части мотивировочного решения судья разъясняет калькуляцию суммы ущерба в 100,364 млрд рублей при затребованных истцом. По информации источников газеты «Ведомости», во время заседаний по делу Лоскутов постоянно вел подсчеты на калькуляторе и «сверялся с курсами валют».
Судья согласился с представленным Прохоровым заключением фирмы «АБМ партнер» о сумме упущенной выгоды в 37,77 млрд рублей, определенной как разница в стоимости внесенного в сделку с BP пакета акций «Роснефти» до и после объявления о соглашении. Еще 250,377 млрд рублей миноритарий требовал, подсчитав убытки от неполученного дохода от развития арктического шельфа. Вторую цифру Лоскутов в итоге разделил на четыре, поскольку помимо ТБХ «Роснефть» предлагала сотрудничество на месторождениях в Карском море еще трем компаниям – ЛУКОЙЛу, «Сургутнефтегазу» и «Башнефти».
При этом судья не принял во внимание представленные BP заключения экспертов Высшей школы экономики и фирмы «Бейкер Тилли Русаудит» об ошибочности расчетов «АБМ партнера». Однако поскольку свою «версию» суммы упущенной выгоды ответчик не представил, Лоскутов доверился истцу.