«Аэрофлот» хочет сократить объем выплат в пользу государства
Член совета директоров ОАО «Аэрофлот – российские авиалинии», директор по макроэкономическим исследованиям Высшей школы экономики Сергей Алексашенко предложил заблокировать выплату компанией государству части ежегодно получаемых платежей за пролеты иностранных бортов над Сибирью. Об этом во вторник пишет газета «Ведомости» со ссылкой на источники знакомые с ситуацией.
По их сведениям, идея Алексашенко обсуждалась на заседании совета директоров «Аэрофлота» 26 июля. Инициативу поддержал и другой выдвиженец структур миллиардера Александра Лебедева в совете – известный оппозиционер Алексей Навальный.
Не против предложения якобы оказался и гендиректор авиакомпании Виталий Савельев. Свою позицию он мотивировал тем, что Росавиация, «отбирающая» роялти у «Аэрофлота», разрушила монополию перевозчика на популярных туристических маршрутах в Италию и Францию, выдав разрешения на рейсы «Трансаэро». Этот шаг авиавластей лишил крупнейшую компанию страны части запланированного дохода на 2012 год, поясняют источники.
Чтобы предложение компенсировать потери «Аэрофлота» за счет государства было одобрено, нужна поддержка самого государства – его представители занимают в совете директоров перевозчика большинство мест.
Ежегодно компенсационные выплаты в адрес России осуществляют порядка 20 иностранных авиакомпаний. Суть роялти – в возмещении упущенной РФ коммерческой выгоды вследствие беспосадочных полетов из Европы в страны Юго-Восточной Азии. «Аэрофлот» является получателем средств как правопреемник советского «Аэрофлота». Компания не раскрывает размер роялти; Еврокомиссия последний раз публиковала данные за 2008 год – тогда речь шла о сумме в $420 млн.
В декабре 2011 года Москва и Брюссель заключили соглашение о модернизации с 2014 года системы взимания с авиакомпаний платежей за транссибирские перелеты. Стороны договорились, что начиная с 2014 года любые платежи за пролет европейских авиакомпаний над территорией России будут рассчитываться в строгой привязке к издержкам.
Однако недавно замглавы Минтранса Валерий Окулов заявил, что Россия может отказаться от обязательств по отмене взимания роялти, если ЕС сохранит систему торговли квотами на выбросы парниковых газов и вредных веществ в атмосферу для авиакомпаний, против которой выступают РФ, США и Китай.