Кончится ли бензин в Москве?
На Московском нефтеперерабатывающем заводе, контролируемом «Газпром нефтью», произошла авария, которая может привести к дефициту топлива в Москве и Московской области. Об этом в пятницу сообщило агентство Reuters со ссылкой на неназванный источник в компании. По его словам, на заводе вышла из строя установка каткрекинга (каталитический крекинг — процесс глубокой переработки нефти под воздействием высокой температуры с целью получения высокооктанового бензина. — Forbes), способная производить до 2 млн т нефтепродуктов в год. По словам источника, теперь неизбежно последует сокращение производства топлива в июле. «Ремонтные работы, как ожидается, займут 15 дней», — заявил источник агентства.
Сама «Газпром нефть» категорически опровергает сообщения об аварии на ее Московском НПЗ. «Информация, распространенная агентством «Рейтер» об аварии на Московском нефтеперерабатывающем заводе (МНПЗ), не соответствует действительности. Установка каталитического крекинга не останавливалась, работает в штатном режиме», — указывается в сообщении компании. Однако «Газпром нефть» отмечает, что завод рассматривает возможность плановой кратковременной технологической остановки комбинированной установки каталитического крекинга во второй декаде июля. В этом случае незначительное снижение производства бензинов «Аи-92» и «Аи-95» не повлияет на обеспечение рынка Московского региона нефтепродуктами и при необходимости будет восполнено резервными объемами топлива, которыми располагает МНПЗ, а также поставками нефтепродуктов производства других заводов компании.
«Появившуюся в СМИ информацию о возможном дефиците топлива на московском рынке в июле компания считает попыткой игроков топливного рынка повлиять на уровень цен в регионе», — отмечается в сообщении.
«Остановка работы такой установки, безусловно, может привести к сокращению выпуска автомобильных бензинов, однако если ремонт продлится, как сообщается, 15 дней, то ничего кардинального не случится — в Московский регион неплохо с точки зрения логистики организованы поставки с других НПЗ, в частности из Ярославля, Рязани, Нижнего Новгорода», — говорит аналитик Номос Банка Денис Борисов.
Московский НПЗ ежегодно перерабатывает до 10,5 млн т нефти, выпуская свыше 2,8 млн т автомобильных бензинов, 2,7 млн т дизельного топлива. При этом основной целевой продукт установки каткрекинга — бензин, дизельное топливо на ней производится в значительно меньшей степени.
«Ситуация с учетом традиционного фактора сезонности может быть действительно напряженной, но маловероятно, что все это приведет к возникновению полномасштабного дефицита на рынке и очередям на заправках», — прогнозирует Борисов. Наверняка есть какие-то запасы на заводах, плюс топливо можно поставлять и из более дальних регионов — Уфы или Самары. Впрочем, говорит аналитик, в этом случае рост цен на топливо может произойти — из-за более высоких транспортных расходов.
По информации трейдеров, для возмещения поставок нефтепродуктов в столицу и соседние регионы «Газпром нефть» даже приступила к закупке топлива у других компаний. «Продукта не будет хватать, будем «перехватываться» на Ярославле («Ярославнефтеоргсинтезе») и Рязани (Рязанской НПК)», — сообщил сотрудник «Газпром нефти».
Сокращение предложений нефтепродуктов Московским НПЗ послужит активизации спроса со стороны покупателей и поддержит цены на бензин от дальнейшего падения. «Эта новость поддержит подающий рынок, и я думаю, что сейчас резко все начнут закупаться, цены попрут вверх», — говорит один из трейдеров.