HSBC: рост российской сферы услуг в мае был максимальным с февраля 2012 года
Рост российской сферы услуг в мае 2012 года после значительного замедления месяцем ранее стал максимальным с февраля 2012 года, по данным исследования HSBC. Кроме того, как сообщается в отчете банка, совокупный объем производства обрабатывающих отраслей и сферы услуг в мае увеличился рекордными за последние шесть месяцев темпами, причем сфера услуг была движущей силой этого роста.
Индекс PMI сферы услуг России банка HSBC в мае превысил апрельский минимальный показатель за 19 месяцев в 52,6 пункта и достиг значения 54,9 пункта, отмечает «Интерфакс».
Темпы роста российской сферы услуг в мае остались ниже исторического среднего значения. Более того, темпы роста за прошедший период второго квартала оказались ниже, чем были зарегистрированы в первом.
По данным майского исследования, на фоне повышения общей деловой активности темпы роста объемов новых заказов, поступивших в компании сферы услуг России, за последний месяц ускорились по сравнению с апрельскими показателями. Темпы роста объемов новых заказов в обрабатывающих отраслях РФ в мае 2012 года также увеличились и достигли максимальных показателей с марта 2011 года. Тем временем незавершенные заказы сократились в мае в обоих секторах практически идентичными темпами.
Занятость в российской сфере услуг в мае выросла, продолжив тенденцию, начавшуюся в ноябре 2010 года. При этом темпы роста занятости остаются в сфере услуг РФ умеренными и лишь немного слабее среднего долгосрочного уровня. Темпы роста занятости в обрабатывающих отраслях РФ в мае практически соответствовали темпам роста в сфере услуг.
Инфляционное давление в мае в обоих секторах было по-прежнему незначительным в контексте исторических данных исследования. Более того, уровень инфляции закупочных цен в сфере услуг РФ за последние два месяца остается минимальным с октября 2010 года, а темпы роста инфляции закупочных цен в обрабатывающих отраслях РФ в мае стали минимальными почти за три года.
Как показал опрос, только 18% опрошенных компаний, работающих в сфере услуг РФ, сообщили о росте затрат в мае по сравнению с прошлым месяцем, главным образом, связанных с зарплатами, топливом и арендной платой. В обрабатывающих отраслях РФ если и наблюдался рост закупочных цен, то он был отчасти связан с ослаблением курса рубля наряду с более высокими затратами на электроэнергию и топливо.
Потенциал для повышения цен на продукцию в мае по-прежнему был ограниченным в обоих секторах: тарифы в сфере услуг выросли, однако темпы этого роста были ниже исторического среднего значения, аналогичная динамика наблюдалась и в обрабатывающих отраслях.
Ожидания относительно роста деловой активности на ближайшие 12 месяцев в сфере услуг РФ в мае продолжали оставаться позитивными, однако упали до минимальных показателей с января. Около 46% участников исследования ожидают роста деловой активности, связывая этот рост с экономической стабильностью на внутреннем и внешнем рынках, новыми видами продукции и внутренним ростом компаний.
«Российский индекс PMI банка HSBC в мае зарегистрировал скачок экономической активности как в обрабатывающих отраслях, так и в сфере услуг. Это сильный результат на фоне довольно блеклых официальных экономических показателей и падения российских финансовых рынков. Мы, вероятно, наблюдаем положительный эффект от передачи возросшей нефтегазовой ренты российской экономике, в частности, производителям потребительских товаров и услуг. В пользу этого аргумента говорит то, что гостиничные и ресторанные услуги продолжали расширяться максимальными темпами в мае. Это указывает на высокий уровень потребительского доверия и готовности тратить деньги. Однако не стоит переоценивать результаты индекса PMI, более того, цены на нефть существенно упали с апрельских максимумов, так что веселье может завершиться довольно скоро», – отметил главный экономист HSBC по России и странам СНГ Александр Морозов.
В то же время он подчеркнул, что действительно положительной новостью в выпуске индекса PMI является то, что ценовое давление остается пониженным как в обрабатывающих отраслях, так и в сфере услуг. Таким образом, инфляционные риски остаются низкими, за исключением негативных базовых эффектов, которые, скорее всего, начнут подталкивать вверх инфляцию начиная с июня.
«Вызовут ли эти базовые эффекты вместе с ослаблением курса рубля рост инфляционных ожиданий и спровоцируют ли дополнительное ускорение инфляции в будущем, нам еще предстоит увидеть», – заключил эксперт.