На встрече с представителями предпринимательского сообщества в четверг Владимир Путин заявил, что «Роснефтегаз» может войти в капитал предприятий российского ТЭКа. Активы в энергетике на сегодняшний день нуждаются в докапитализации «для своего развития, и приватизация — это один из видов привлечения капитала». «Именно поэтому предлагается войти в их капитал «Роснефтегазу», который имеет не бюджетный, но значительный финансовый ресурс», — цитирует Путина «Интерфакс». Государственная компания поможет предприятиям ТЭКа решить «текущие оперативные проблемы», уверен президент.
Решать эти проблемы «Роснефтегаз» будет под руководством Игоря Сечина. В последний день своего премьерства Путин подписал распоряжение о его включении в число кандидатов в совет директоров «Роснефтегаза» (на днях премьер Дмитрий Медведев назначил Сечина еще и президентом «Роснефти»). «Роснефтегаз» не ведет операционной деятельности, зато ей принадлежит 10,74% акций «Газпрома» и 75,16% «Роснефти». После выдвижения Сечина в совет директоров этой компании источники Forbes в правительстве и близкие к самому бывшему вице-премьеру рассказывали, что под его руководством «Роснефтегаз» начнет обрастать новыми активами, в том числе в электроэнергетике. Таким образом, Сечин планирует сохранить свое влияние в топливно-энергетическом комплексе, который он курировал в правительстве.
Что именно попадет в копилку «Роснефтегаза», пока неясно. Путин не раскрыл перечень компаний, которые будут докапитализированы с помощью «Роснефтегаза» (связаться с представителем президента Дмитрием Песковым не удалось).
В электроэнергетике наиболее вероятные претенденты для продажи «Роснефтегазу» — РАО «ЭС Востока», «Холдинг МРСК» и, возможно, ФСК, считает аналитик «Уралсиба» Матвей Тайц (правда, последние две компании по распоряжению Путина на днях были внесены в число стратегических, так что возможна ли их продажа «Роснефтегазу», до конца не ясно). Любимое детище Сечина в энергетике — компания «Интер РАО ЕЭС», так что вполне вероятно, что «Роснефтегаз» может стать и ее акционером. Впрочем, Тайц отмечает, что свою нынешнюю инвестпрограмму «Интер РАО» в состоянии профинансировать за счет операционных и кредитных средств. Если говорить о нефтегазовых компаниях, то, вероятнее всего, в «Роснефтегаз» попадет «Зарубежнефть» (тоже входит в число стратегических), добавляет аналитик Номос-Банка Денис Борисов. Идея Путина может заключаться в том, чтобы сделать из «Роснефтегаза» что-то вроде казахского «Самрук-Казына» — фонда всеобщего благосостояния, который управляет принадлежащими государству активами во всех ведущих компаниях страны, предполагает партнер консалтинговой компании RusEnergy Михаил Крутихин.
Для покупки акций энергетических компаний «Роснефтегаз» может использовать дивиденды «Роснефти» и «Газпрома». За всю историю «Роснефтегаз» перечислил полученные от компаний деньги в бюджет лишь однажды (за 2007 год — 15,5 млрд рублей), на конец 2010 года на депозитах в Альфа-банке и ВТБ было 48,2 млрд рублей средств «Роснефтегаза», пишет «Интерфакс». В 2011 году компания получила еще 31,2 млрд рублей дивидендов «Роснефти» и «Газпрома», в этом году их выплаты должны составить еще 52,6 млрд рублей. Государство и раньше использовало средства «Роснефтегаза» для финансирования сделок: к примеру, в 2008 году компания потратила почти 19 млрд рублей на выкуп доли Омана в Каспийском трубопроводном консорциуме.
Частным инвесторам, желающим вложиться в российский ТЭК, похоже, придется подождать. В среду Путин подписал указ о приватизации в сфере ТЭКа. Из текста указа следует, что «Роснефтегаз» останется «инвестором по отношению к компаниям топливно-энергетического комплекса» до начала 2015 года. Но в то же время правительство должно разработать и утвердить продажу активов «Роснефтегаза» в 2013-2015 годах — с учетом конъюнктуры рынка. «Никаких противоречий здесь нет», — заверил Путин. И окончательно всех запутал, сказав, что если ситуация на рынке изменится кардинально, то «какие-то шаги, направленные на приватизацию этих компаний», могут быть предприняты и в 2012 году. Впрочем, шансов на это, похоже, немного: ТЭК представляет «особую ценность», но пока предприятия отрасли «недооценены», сказал Путин: властям бы «очень не хотелось, чтобы они были приватизированы за копеечки, а потом были перепроданы за серьезные деньги».
При участии Алексея Петяева