Холдинг МРСК и Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы (ФСК ЕЭС) могут быть объединены в одну национальную сетевую компанию, сообщил в понедельник и. о. вице-премьера РФ Игорь Сечин.
«Корпоративные решения, корпоративная структура будут обсуждаться, но на этом этапе в целях сохранения работы и обеспечения энергобезопасности компании МРСК совместно с ФСК будут работать в рамках нынешних структур с выходом на единую национальную сетевую компанию», — цитирует чиновника РИА Новости.
Сроки завершения слияния пока обсуждать преждевременно: «надо смотреть корпоративные процедуры, корпоративное законодательство», добавил Сечин. И. о. зампреда правительства подчеркнул, что у единой национальной сетевой компании «хорошие перспективы» развития в будущем.
Полномочия единоличного исполнительного органа МРСК планируется передать ФСК. Сейчас холдинг возглавляет гендиректор Николай Швец.
Холдинг МРСК управляет большей частью распределительного сетевого комплекса РФ и контролируется государством. 97 филиалов компании расположены на территории 69 регионов. Общая протяженность его сетей превышает 2,1 млн км.
ФСК владеет и управляет электросетевыми объектами Единой национальной электросети. Контролирующим акционером компании также выступает государство. Объекты ФСК находятся в 73 регионах. Компания эксплуатирует 121 000 км линий электропередачи и около 800 подстанцией общей установленной трансформаторной мощностью более 305 500 МВА.
По просьбе Forbes предложение Игоря Сечина комментирует директор Фонда энергетического развития Сергей Пикин:
Проект объединения МРСК и ФСК в единую национальную сетевую компанию с точки зрения развития энергетики будет неэффективным. Параметры компаний ФСК и МРСК не позволяют получить дополнительный синергетический эффект при объединении. Максимум, на что тут можно претендовать, это на объединение двух управленческих команд и снижение управленческих издержек. Но не более того.
С точки зрения чиновников — там провод и здесь провод, вроде как суть одна. Но на самом деле, если мы говорим об операционной деятельности компаний, то по сути деятельность ФСК и МРСК существенно различается. ФСК обеспечивает передачу энергии между регионами, а распределительные сети — это доведение ее до конечного потребителя (предприятие, квартира, дом). Соответственно, и принципы ведения бизнеса у них отличаются, потому что у них разные субъекты отношений.
Есть компании, специализирующие на низких сетях, есть — на высоких сетях. У нас, к сожалению, отсутствуют компании, которые специализировались бы на сетях всего класса напряжения в том количестве, которое необходимо для развития этого направления. Тем более если мы говорим о развитии единой национальной сетевой компании.
Технологически у нас и так единая энергетическая система, она никуда не делась. Но логика реформы, когда она задумывалась, как раз и была в том, чтобы разделить два функционала этих компаний, чтобы они могли заниматься каждая своим делом, а не быть в рамках одного большого котла.
В результате же объединения ФСК и МРСК мы получим огромную естественную монополию, где степень прозрачности затрат будет еще меньше, чем сейчас у каждой компании в отдельности. Так что говорить о снижении издержек и тарифов здесь не приходится. Скорее, такой крупный монополист с такими огромными ресурсами сможет пролоббировать повышение своих тарифов. Эта компания будет занимать половину всего энергетического сектора России, имея около 1 трлн рублей выручки в год, и это будет придавать ей очень серьезный вес среди всех других монополистов нашей страны.
Сейчас у нас логика развития государственного управления, к сожалению, сводится к управлению ручному. Когда проще не выстраивать систему правил, которая определяла бы отношения между субъектами той или иной отрасли (у нас она так до конца и не выстроена), а иметь несколько крупнейших компаний в различных сегментах, с руководителей которых можно просто спросить, которым можно просто ставить задачи и давать указания.
При этом надо понимать, что единственный инвестор в энергетику у нас в стране, имеющий необходимый объем денег, — это государство. Частные инвестиции в энергетическую отрасль закончатся после того, как будут построены все объекты по договорам о предоставлении мощности. Больше частных инвестиций в отрасль не будет.
RAB-регулирование (система долговременных тарифов) у нас также споткнулось, после того как в прошлом году резко выросли тарифы, после чего их резко откатили назад. Таким образом, RAB-регулирование в полной мере не было реализовано так, как планировалось. Отсюда и растут ноги у идеи внедрить повсюду систему ручного управления.
Что касается сроков возможного объединения ФСК и МРСК, то корпоративное объединение может произойти уже в июне. Если же мы говорим про операционное объединение, то оно растянется на несколько лет, потому что количество единиц оборудования у МРСК в сотни раз больше, чем у ФСК. Чтобы все это объединить в рамках одной структуры, чтобы все это управлялось и работало, чтобы появилась какая-то логика взаимодействия между ними, потребуется не один год.