«Покушение — политтехнологический ход, причем неудачный»
Спецслужбы России и Украины сорвали покушение на премьер-министра и кандидата в президенты России Владимира Путина. О планировавшемся покушении на главу правительства стало известно из показаний двух человек, задержанных в Одессе в начале февраля. Осуществить задуманное они собирались сразу после выборов 4 марта. Об этом в понедельник, 27 февраля, сообщает «Первый канал».
Один из задержанных, Ильи Пьянзин, рассказал на допросе, что прилетел вместе с сообщником Русланом Мадаевым из Арабских Эмиратов «с четкими инструкциями от представителей Доку Умарова».
«Они сказали, что для начала поедете в Одессу. Научитесь там изготавливать. А потом уже дальше, в Москве, будете делать диверсии на экономических объектах. В дальнейшем — покушение на Путина. Потом мы прилетели в Одессу. Руслану дали номер человека, который должен был встретить нас здесь», — продемонстрировал «Первый канал» кадры с допроса Пьянзина.
Мадаев погиб во время пожара в Одессе, возникшего при изготовлении взрывного устройства. В скором времени был задержан третий член группировки — Адам Осмаев.
«Конечная цель была — поехать в Москву и попытаться совершить покушение на премьера Путина. ... Вообще есть такие мины военного образца... так что даже там необязательно...», — заявил Осмаев на допросе. При этом он подчеркнул, что смертником должен был пойти погибший Мадаев.
В компьютере арестованных были найдены планы проезда кортежа Путина. Подробности дела телеканал обещает сообщить в выпусках вечерних новостей.
Станислав Белковский, президент Института национальной стратегии:
Я думаю, что вся эта история — полная ерунда. Никакого покушения на Путина не планировалось. Это очередной ход в рамках предвыборной кампании, потому что реальный рейтинг Путина – 38%, а хочется показать 50% или 60%. То есть нужно добавить 20%, что достаточно сложно, особенно в условиях повышенного внимания к подсчету голосов. Поэтому и возникают такие абсолютно шизофренические идеи, как покушение на Путина, которые нельзя рассматривать всерьез. Ведь даже если с Путиным что-то случилось бы (не дай Бог, конечно), президентом остался бы Медведев, абсолютный путинец, и ничего бы не изменилось. Поэтому для тех, кто хотел бы изменить сложившуюся систему, покушаться на Путина не имеет практического смысла. Это просто политтехнологический ход в рамках кампании, и ход, на мой взгляд, неудачный. Он ничего не добавит к рейтингу Путина. Все уже определено, кампания, можно считать, закончилась. Единственной интригой остается то, каким образом Кремль обеспечит дополнительные 20% для демонстрации победы Путина в первом туре.
Алексей Левинсон, руководитель отдела социокультурных исследований Аналитического центра Юрия Левады:
Прежний опыт показывает, что популярность Путина не связана с отражением каких-то угроз. Это всего лишь миф, касающийся его личности. Его популярность всегда держалась не на силовой компоненте, а на ощущении, что у страны есть единый центр, он был всегда чем-то вроде единого символа нации. В этом смысле рейтинг Путина от его личности и судьбы зависит очень мало. На мой взгляд, новость о покушении на Путина — это попытка пошлую идею, что опасность сплачивает, накинуть на нынешнюю ситуацию. Но нынешняя ситуация совершенно другая. Путин сейчас приходит в образе строителя, а не спасителя от врагов. Поэтому эта новость ничего существенно не прибавит к рейтингу Путина. Скорее она породит напряженность в обществе.
Михаил Виноградов, президент фонда «Петербургская политика»:
Вероятно, появление этой новости связано с желанием объяснить запланированную победу Путина консолидацией неравнодушных к теме покушения избирателей. Но я думаю, рейтинг Путина после новости о покушении сильно не изменится. Часть аудитории воспримет эту новость с сочувствием, часть – с иронией, но мощным драйвером она не станет. К тому же сама технология раскрутки информации о предвыборных покушениях после фильма «День выборов» оказалась несколько дискредитированной и в последнее время перестала использоваться в реальной политике.