Явлинский: забракованные ЦИКом подписи собраны в соответствии с законом
Григорий Явлинский в понедельник опубликовал в своем «Живом журнале» анализ постановления Центризбиркома об отказе основателю «Яблока» в регистрации кандидатом в президенты РФ. Решение ЦИК принял на основе «итогового протокола проверки подписных листов», уточняет политик.
В документе было указано, что из общего количества представленных подписей (2 086 050) были проверены 600 000. Из них, в свою очередь, недостоверными были признаны 153 938 (25, 66%). Число достоверных подписей составило 1 932 112, уточняет ЦИК.
Основанием для отказа в регистрации комиссия указывает то, что 137 492 подписей были «внесены в подписной лист нерукописным способом (электрофотографии подписных листов, заверенные уполномоченными представителями). Количество недействительных данных, не входящих в эту категорию, составило всего около 16 500, подчеркивает Явлинский.
«Решающая претензия ЦИК относится не к подписям, а к «иным нарушениям оформления подписных листов», – констатирует основатель «Яблока».
Речь идет о технических деталях процедуры сбора подписей, на улаживание которых у кандидатов, не представляющих парламентские партии, фактически было пять дней после окончания новогодних каникул. Необходимые темпы сбора подписей были достигнуты лишь после 10 января, пишет Явлинский. В тот же день «начали работу нотариусы, у которых необходимо было заверять подписи всех лиц, выступавших в качестве сборщиков». Срок сдачи данных в ЦИК истекал 18 января, а в штабы – 15 января.
Перед федеральным штабом стояла задача обеспечить транспортировку в Москву, приемку и проверку подписных листов с собранными и собираемыми в регионах подписями, формирование их в папки, брошюровку в типографиях, заверение каждого листа подписями уполномоченных лиц и прочие технические процедуры. Общий объем документооборота составил около 300 000 подписных листов с более чем 2,5 млн подписей (не считая нотариальных бумаг), описывает ситуацию Явлинский.
В условиях цейтнота руководство партии разрешило «в случае необходимости» штабам «принимать из регионов цифровые копии подписных листов с собранными подписями (т. е. сканеры листов) по электронной почте, их последующую распечатку, проверку подписей в них и подготовку этих копий к процедурам оформления папок». Копии надлежало по возможности менять на оригиналы. В случае невозможности такой замены и было принято «фатальное» для Явлинского решение сдавать в ЦИК подписные листы, распечатанные на принтере.
Таким образом, «ксерокопии», масштабное присутствие которых избирком вменил основателю «Яблока» в качестве претензии, в действительности «являются подписными листами с реальными подписями граждан, полученными в связи крайними временными ограничениями и гигантским размером страны по электронной почте и затем распечатанные». «Законом это не предусмотрено, но и не запрещено», – оправдывает свою позицию Явлинский.
По мнению политика, власти запретили регистрировать его на президентские выборы, «чтоб не было альтернативы», а ЦИК просто «исполнил приказ».