Зачем отдавать регионам 2% налога на прибыль
Вице-премьер, полпред президента РФ в Северо-Кавказском федеральном округе Александр Хлопонин предложил передать регионам 2% налога на прибыль организаций, водный налог и часть дополнительных поступлений НДС. С такими инициативами выступила рабочая группа по перераспределению полномочий между федеральными, региональными и муниципальными органами власти.
На заседании Госсовета в понедельник Хлопонин уточнил, что передача на уровень субъектов РФ 2% налога на прибыль и водного налога позволить региональным бюджетам получить дополнительный доход в размере до 240 млрд рублей. «Другое предложение рабочей группы — возможность передачи в распоряжение регионов части годового прироста НДС. Например, 50% прироста НДС может составить до 200 млрд рублей по году», — цитирует вице-премьера РИА «Новости».
Чиновник также сообщил, что профильная рабочая группа предлагает оптимизировать и частично отменить льготы по региональным и местным налогам, что даст субъектам РФ еще 200 млрд рублей дополнительных доходов.
Речь, по словам Хлопонина, идет о льготах по налогу на имущество и земельному налогу в отношении земельных участков, используемых для нужд обороны, таможенных нужд, охраны правопорядка, естественных монополий. Отмена этих выплат не должна привести к росту тарифов на услуги естественных монополий и необходимости их дополнительного субсидирования. План поэтапной ликвидации льгот будет разрабатываться с начала 2012 года.
Еще одна инициатива рабочей группы предполагает передачу регионам поступлений от акцизов на этиловый спирт, алкогольную и табачную продукцию, бензин и дизельное топливо, а также налогов на легковые автомобили и мотоциклы. «По оценкам экспертов, общий объем поступлений от данных акцизов в региональные бюджеты может составить свыше 170 млрд рублей», — пояснил Хлопонин.
По его словам, предлагается перераспределять акцизы, поступающие в федеральный бюджет, пропорционально численности проживающего в регионе населения.
В результате реализации перечисленных мер, по прогнозам экспертов, количество дотационных регионов РФ может быть сокращено с 70 до 60, а количество субъектов-доноров — увеличено с 13 до 23 соответственно.
Президент РФ Дмитрий Медведев заявил о подготовке внесения в Госдуму пакета законопроектов по децентрализации властных полномочий в своем послании Федеральному собранию. Реализация инициатив должна привести к существенному перераспределению ресурсов в пользу регионов. Только за счет «налоговых» мер, по словам главы государства, субъекты РФ и муниципалитеты получат до 1 трлн рублей.
Леонид Давыдов, член Общественной палаты России, председатель комиссии по региональному развитию и местному самоуправлению:
Александр Хлопонин обладает опытом работы и в крупной федеральной компании, и главой региона, и это очень важно, что у него имеется опыт с обеих сторон.
Передача части собранных налогов с федерального уровня на региональный назрела давно. Приятно, что вопрос переходит, наконец, в практическую плоскость. Финансы регионам пора возвращать, потому что за годы централизации была утрачена динамика в развитии у региональной элиты, утрачена мотивация. Особенно эффективными эти меры будут в сочетании с возвращением выборности губернаторов — различные команды в каждом регионе начнут бороться за новые возможности и новые бюджеты. Это выведет региональные элиты из апатии, в которой они пребывают сейчас, потому что все деньги и ресурсы сосредоточены в Москве.
Возможность самостоятельно распоряжаться большей частью доходов — отличная мотивация, особенно для регионов-доноров. Плюс неплохо бы ввести, как предлагалось, систему грантов: если регион обеспечивает хорошие социально-экономические показатели, то получает дополнительные финансы из федерального бюджета. Главное — наполнение, когда мы увидим, чем конкретно наполнились эти идеи, если смотреть в деньгах.
Постепенная отмена льгот по земельному налогу — тоже отличная идея. Сейчас если крупная федеральная компания пробила себе эти льготы в Москве, то регион и местные муниципалитеты ничего не получают или получают существенно меньше, чем могли бы. Более того, их мнение вообще можно игнорировать — зачем они нужны, если все решается в Москве?
Земельный налог хорош тем, что его легко администрировать. Кроме того, и это главное, крупным федеральным компаниям теперь придется разговаривать с региональными и муниципальными властями, как-то договариваться о местных льготах по земельному налогу. Это очень хорошо, потому что раньше им разговаривать было не о чем.
Но самое главное, с моей точки зрения, это не конкретные налоги. Важнее отойти, наконец, от субъективности в вопросе распределения трансфертов. Сейчас губернатор едет выпрашивать трансферты в Москву и никогда не знает точно, сколько же ему удастся получить в итоге. Более того, точно такая же проблема существует и в отношениях региона с муниципалами — чистый произвол: этому дадим трансферт, а этому нет. И это ненормально, должен быть создан понятный и прозрачный механизм: при таких-то достижениях ты получаешь то-то. Тогда регион сможет планировать свои финансы, получать, если необходимо, кредитный рейтинг, обращаться в банки. Если, например, создается на паритетных началах инвестиционный проект на территории региона с крупной федеральной компанией, то регион может взять в банке кредит под этот проект, внести свою долю и выступить в нем уже как равноправный партнер. То же касается и муниципалитетов.