МАК: разбившийся под Ярославлем Як-42 был исправен
Межгосударственный авиационный комитет в среду представил официальные итоги расследования причин катастрофы самолета Як-42 под Ярославлем.
В крушении 7 сентября 2011 года, напомним, погибли 44 из 45 находившихся на борту воздушного судна пассажиров и членов экипажа. На самолете в Минск направлялись игроки, тренеры и работники ярославского хоккейного клуба «Локомотив». Выжить в катастрофе удалось лишь инженеру по эксплуатации Як-42 Александру Сизову. В настоящий момент он проходит курс лечения в столичном НИИ скорой помощи им. Склифосовского.
О предварительных результатах расследования МАК СМИ узнали в минувший понедельник, 31 октября.
Согласно выводам экспертов комитета, разбившийся под Ярославлем самолет был полностью исправен. В среду это подтвердил председатель технической комиссии МАК Алексей Морозов. «Самолет Як-42 был исправлен при вылете из Ярославля. Отказов в работе самолета, двигателей и систем, в том числе тормозной системы, не выявлено. Пожара, взрывов и разрушения самолета до столкновения с препятствием и с землей не было», – цитирует специалиста РИА «Новости».
Морозов добавил, что внешние обстоятельства не мешали нормальному взлету, длина ВПП в аэропорту Ярославля составляла 3 000 метров, ширина – 44 метра, что позволяло безопасно выполнить взлет на самолете типа Як-42. Вылет самолета был выполнен точно по расписанию, ограничений на время подготовки экипажа к взлету не было.
Полет выполнялся днем в простых метеоусловиях. Воздушное судно было заправлено достаточным количеством топлива, к качеству которого замечаний нет. Взлетная масса и центровка самолета не выходили за установленные пределы, характеристики устойчивости и управляемости самолета соответствовали установленным, рассказал представитель МАК.
По его словам, пилоты Як-42 не имели должного количества часов налета после переучивания с самолета типа Як-40. «После теоретического курса переучивания на Як-42 командиром воздушного судна предусмотренная документами летная программа в требуемом объеме выполнена не была. Тренажерная подготовка проводилась формально, с большими перерывами, что не способствовало приобретению устойчивых навыков пилотирования и управления самолетами Як-42», – констатировал Морозов.
Он отметил, что в крови второго пилота экспертами был обнаружен замедляющий реакцию препарат фенобарбитал. Этот медикамент оказывает «тормозящее действие на центральную нервную систему» и запрещен к применению летчиками. «Лица, использующие этот препарат, не могут быть допущены к выполнению полетов», – подчеркнул глава технической комиссии.
Согласно представленной медицинской документации на второго пилота от наблюдавшего его невролога, с 2000 года у летчика отмечалось «снижение рефлексов в ногах, а с 2005 года — и на руках». По словам Морозова, это косвенно свидетельствует о развитии у пилота полинейропатического синдрома. «В подтверждение указанного говорит назначение ему врачом-неврологом в 2007 году, к которому второй пилот обращался в частном порядке, препарата «Нейромедин», который применяется для улучшения нервно-мышечной передачи», — добавил эксперт. Морозов пояснил, что полинейропатический синдром проявляется, в том числе, в нарушении координации движения ног и контроля их пространственного положения.
Экипаж, по его словам, перед вылетом не выполнил расчет параметров взлета. «Экипаж выполнил контрольную карту перед запуском двигателя. При ответе на пункт контрольной карты «взлетные данные» командир воздушного судна сказал: «Рассчитано, доложено». Однако конкретных значений взлетного веса, центровки, расчетных скоростей на взлете озвучено не было. Анализ показал, что экипаж расчет параметров взлета не выполнял», – пояснил Морозов.
Согласно выводам МАК, пилоты по ошибке нажимали на тормозные педали перед взлетом самолета. «Результатом летного эксперимента опытными летчиками-испытателями установлено, что ошибочное отжатие тормозных педалей экипажем в процессе разбега возможно только, если ноги пилота на педали стоят неправильно и находятся на тормозных площадках. При этом небольшое по величине и усилиям нажатие на педали может быть не замечено пилотом», — отметил Морозов.
По его словам, «отжатие тормозных педалей мог произвести как командир, осуществлявший активное пилотирование, так и второй пилот, регулярно выполнявший полеты в самолете Як-40 и только осваивавший самолет Як-42».
В целом, по мнению МАК, экипаж мог предотвратить катастрофу, своевременно приняв решение о прекращении взлета. «Своевременная оценка ситуации экипажем и принятие решения о прекращении взлета вместо установки взлетного режима двигателей за примерно 1 000 метров до выходного торца ВПП-23 (взлетно-посадочная полоса) на скорости большей скорости принятия решения, определенной экипажем, позволила бы предотвратить авиационное происшествие», — подтвердил представитель авиакомитета.
Морозов сообщил, что техническая комиссия на основании летного эксперимента и независимых оценок пришла к выводу о том, что у обоих пилотов «имел место негативный перенос навыков, полученных при управлении самолетом Як-40, на самолет Як-42». «На взлетно-посадочной полосе не было обнаружено признаков заклинивания колес, а также течей гидрожидкости. По результатам специальных исследований, отказов в работе тормозной системы и авиашин самолета не выявлено», — сообщил эксперт.
Он также заявил, что компания «Як-сервис», которой принадлежал разбившийся Як-42, не была способна обеспечивать безопасное выполнение полетов. «В авиакомпании организация летной работы и система управления безопасностью полетов фактически отсутствовали, а штат руководителей летной службы квалифицированными специалистами укомплектован не был», – уточнил эксперт.