МЭР: проверки бизнеса стоят больше, чем приносят в бюджет
В Минэкономразвития считают работу органов государственного контроля неэффективной. В опубликованном министерством докладе о состоянии государственного контроля в стране говорится, что на проведение проверок и расследований надзорные органы потратили из бюджетов различных уровней 91,2 млрд рублей, вернув государству 12,5 млрд рублей. Таким образом, сообщают «Ведомости», с каждого потраченного на госконтроль рубля в бюджет по итогам 2010 года возвращено всего 15 копеек.
Столь неутешительное положение дел в государственном контроле в Минэкономразвития связывают с отсутствием единой методики расчета денег, которые тратятся непосредственно на проведение контрольно-надзорных мероприятий. В связи с этим суммы, в которых отчитываются различные ведомства, вызывают обоснованные сомнения.
Самым эффективным по сбору штрафов с нарушителей в Минэкономразвития считают Федералную антимонопольную службу. В 2010 году ФАС потратила на проверки 37,8 млн рублей, вернув в бюджет 1,9 млрд рублей. К прибыльным ведомствам также можно отнести МЧС, налоговую и миграционную службы, Росфиннадзор. А вот Россельхознадзор, Роспотребнадзор, Роструд, Ростехнадзор и ряд других ведомств остаются убыточными. Так, один только Россельхознадзор в 2010 году потратил на проверки больше, чем все остальные контролирующие ведомства, вместе взятые, - 59,4 млрд рублей.
В Россельхознадзоре, в свою очередь, считают, что оценивать работу надзорного органа только по количеству собранных им штрафов неправильно. Такого же мнения придерживаются и в Центре стратегических разработок. Любые оценки эффективности не могут приниматься в расчет хотя бы потому, что они не закреплены на законодательном уровне. По мнению экспертов, основная задача контролирующих органов – не наложение штрафных санкций, а повышение эффективности бизнеса.
Между тем, в своем докладе Минэкономразвития утверждает, что надзорные органы не только приносят убытки бюджету, но и оказывают серьезное административное давление на бизнес. В 2010 году органами госконтроля было проведено 2 828 900 проверок и административных расследований. Снижения числа проверок нет, в то время как в мае 2009 года был принят закон об ограничении прав контролеров.
В бизнес-среде подтверждают, что административное давление на бизнес остается высоким и в целом административная среда для бизнеса является неблагоприятной. Изменение ситуации сотрудник Центра стратегических разработок Владимр Южаков видит в необходимости внесения в Кодекс об административных правонарушениях положения о недопустимости использования доказательств, полученных при незаконной проверке, а также в введении санкции для тех, кто такие проверки проводит. По его мнению, следует также подумать и о возможности внеплановой проверки деятельности самого надзорного органа по обращениям предпринимателей.