Китайская CNPC задолжала «Транснефти» более $100 млн
Китайская сторона задолжала «Транснефти» более $100 млн. Об этом «Интерфаксу» сообщил вице-президент российской трубопроводной монополии Михаил Барков.
По его словам, несмотря на недоплату со стороны КНР, «Транснефть» не снижает объемы поставляемой нефти. При этом «со стороны китайских партнеров отмечаются нарушения с самого начала», констатировал Барков.
Он пояснил, что спорные вопросы обсуждаются за столом переговоров и только потом, если не согласована единая позиция, предпринимаются какие-то меры. «Они сразу предприняли меры резко отрицательные, по недоплате», – добавил вице-президент «Транснефти». По его словам, очередной раунд переговоров состоится в мае, скорее всего, в Пекине.
Барков также напомнил, что в связи с недоплатой китайских партнеров у «Транснефти» возникает задолженность на ту же сумму перед «Роснефтью» за покупаемую для транспортировки нефть.
Кроме того, к монополии могут возникнуть вопросы со стороны контрольных органов, так как суммы, указанные в таможенных декларациях, и фактически переведенные на счета, различаются. Барков не исключил, что через некоторое время «Транснефть» может обратиться в Лондонский арбитражный суд по поводу возникшей ситуации.
По его мнению, при существующих обстоятельствах не может идти речь о возможном увеличении поставок нефти в Китай по трубопроводу до 30 млн т, что инициирует китайская стороны.
Как сообщалось, CNPC пытается снизить цену поставок российской нефти, которую компания закупает у «Роснефти» и «Транснефти». Китайская сторона считает, что покупает российскую нефть, поступающую по отводу от нефтепровода ВСТО по завышенным ценам. По информации источника, знакомого с ситуацией, Пекин настаивал на снижении цены на 2-3%.
Поставки нефти в Китай по отводу от ВСТО начались с 1 января 2011 года. В соответствии с российско-китайским межправсоглашением поставки будут осуществляться по контрактам между «Роснефтью», «Транснефтью» и CNPC в течение 20 лет в объеме 15 млн т в год. При этом «Роснефть» напрямую будет поставлять в Китай 9 млн т и еще 6 млн т будет по трейдинговому договору продавать «Транснефти» для последующих поставок в КНР. В первом квартале объем поставок запланирован по отводу от ВСТО на уровне 3,737 млн т, во втором квартале – 3,742 млн т.
В обмен на долгосрочные поставки нефти в 2009 году «Роснефть» получила от китайских банков кредит в размере $15 млрд, «Транснефть» – $10 млрд. Госкомпания направила часть средств на погашение задолженности, трубопроводная монополия – в том числе, на строительство ответвления в КНР от ВСТО. Ставка по кредиту плавающая в зависимости от уровня LIBOR, срок погашения через 20 лет равными долями, начиная с 5 года с момента привлечения. Проценты по кредитному договору подлежат уплате один раз в 6 месяцев – до 1 января 2011 года и ежемесячно – после 1 января 2011 года.
До конца 2010 года «Роснефть» поставляла в Китай около 9 млн т нефти в год железнодорожным транспортом. В соответствии с контрактом 2004 года китайская корпорация заплатила «Роснефти» $6 млрд за поставки по железной дороге до 2010 года 48,4 млн т нефти. Деньги были направлены на покупку одного из основных активов ЮКОСа – «Юганскнефтегаза». Однако в связи с изменившейся конъюнктурой «Роснефть» заявила о намерении пересмотреть формулу цены, прописанную в контракте. CNPC согласилась на повышение цены нефти в рамках контракта с «Роснефтью» от 2004 года – цена была увеличена на $0,675 за баррель.