Акционеры «Металлоинвеста» и «Русала» договорились о партнерстве в «Норникеле»
Акционеры холдинга «Металлоинвест» и ОК «Русал» договорились о единой позиции в вопросах, касающихся развития ГМК «Норильский никель».
«В настоящий момент между акционерами «Металлоинвеста» и «Русала» существует договоренность о совместных действиях в вопросах, касающихся развития «Норникеля», – цитирует основного владельца «Металлоинвеста» Алишера Усманова «Интерфакс».
Он также заявил о поддержке «линии на повышение эффективности работы менеджмента компании в интересах всех акционеров «Норникеля», а не одного из них».
«Русал» владеет 25% акций ГМК, структуры Усманова, по неофициальной информации – 4-5%. «Русал» и крупнейший совладелец ГМК – «Интеррос» Владимира Потанина – находятся в состоянии затяжного конфликта, при этом алюминиевая компания обвиняет менеджмент «Норникеля» в том, что он играет на стороне одного акционера в ущерб интересам остальных, а также в неэффективном управлении бизнесом.
Усманов в этом споре традиционно считался союзником Потанина. Вскоре после покупки «Русалом» блокпакета «Норникеля» «Интеррос» и структура Усманова Gallagher объявили о партнерстве для создания «крупнейшей международной горно-металлургической компании». Gallagher тогда выразила намерение приобрести до 10% акций «Норникеля», а «Интеррос» пообещал рассмотреть возможность покупки до 25% «Металлоинвеста». Изменений в структуре собственности «Металлоинвеста» в итоге не последовало, а вот покупка акций «Норникеля» структурами Усманова состоялась, но в меньшем объеме, чем заявленные 10%.
Вскоре начался финансово-экономический кризис, компании горнодобывающего сектора и их владельцы, обремененные многомиллиардными долгами, предлагали друг другу и государству различные варианты объединения. В некоторых из обсуждавшихся тогда схем слияния фигурировали «Норникель», «Металлоинвест» и «Русал». Однако ни одна из концепций не дошла до стадии реализации. В конце осени 2008 года «Интеррос» и «Русал» договорились о прекращении конфликта, одним из пунктов соглашения был отказ от обсуждения темы слияния «Норникеля» с алюминиевым холдингом в течение трех лет. Между тем, и Усманов, и Потанин неоднократно публично заявляли, что возврат к идее создания «российской BHP Billiton» в будущем возможен.
Как следует из заявления Усманова, эта тема вновь обретает актуальность. «Мы видим общую стратегическую задачу объединения компаний в один большой холдинг, который наряду с цветными металлами будет заниматься добычей железной руды. Это неизбежный процесс, к которому мы рано или поздно придем», – пояснил основной владелец «Металлоинвеста», являющегося крупнейшим в РФ производителем железной руды.
О каких именно компаниях идет речь, представитель Усманова не уточнил.
В минувшую пятницу состоялось внеочередное собрание акционеров «Норникеля», инициированное «Русалом» для переизбрания совета директоров, нынешний состав которого компания считает несбалансированным. Его итоги вопреки обыкновению в день собрания объявлены не были. По данным источников, в совет прошел партнер Усманова Фархад Мошири, причем не исключали, что недостающие до проходного балла голоса ему мог добавить «Русал». Аналитики в преддверии собрания в качестве мотива для возможного альянса «Металлоинвеста» с «Русалом» называли условия оферты по приобретению доли алюминиевой компании в ГМК. За 20% своих акций «Норникель» предложил «Русалу» $12,8 млрд – это большая премия к рынку, такие условия могли привести других акционеров к выводу, что быть против «Интерроса» выгоднее, чем за него.
Усманов подтвердил, что «Русал» отдал часть своего пакета за Мошири. За его кандидатуру было отдано «более 6% голосов, включая голоса «Русала».
Алюминиевая компания, помимо Мошири, голосовала за кандидатуру Александра Волошина, который, в случае прохождения в совет, скорее всего, его возглавит (за это готов голосовать и «Интеррос»). Однако численный перевес в совете в любом случае останется за «Интерросом» и менеджментом ГМК.