Ходорковский: в деле ЮКОСа оправдательных приговоров не бывает
Экс-глава ЮКОСа Михаил Ходорковский в статье «История России и современность: мой личный урок, полезный для руководства моей страны», опубликованной в газете Los Angeles Times, заявил, что не верит в то, что его оправдают по второму уголовному делу.
«Когда мой срок подходил к концу, мне предъявили дополнительные обвинения в попытке обеспечить, чтобы я не был освобожден в ближайшем будущем. Обвинения настолько абсурдные, что их в суде отвергли даже министры правительства. Второй судебный процесс подходит к концу: примерно через 10 дней я буду выступать с последним словом. Но никто не ожидает, что вынесенный позже в этом году приговор будет оправдательным. В деле ЮКОСа оправдательных приговоров не бывает», – констатировал бизнесмен, оригинальный русский текст статьи которого приводит пресс-центр заключенного предпринимателя.
В течение последней недели в Басманном суде Москвы проходят прения сторон по второму уголовному делу в отношении Ходорковского и бывшего руководителя МФО МЕНАТЕП Платона Лебедева. В настоящее время свое выступление продолжают прокуроры, которые практически каждый день корректируют обвинение. Затем выступление начнут адвокаты. После прений у подсудимых будет возможность выступить с последним словом, после чего суд удалится для вынесения приговора.
Ходорковский в интервью еще раз подтвердил, что считает свое уголовное преследование политически мотивированным. «Им (власти) не нужна независимая оппозиция, которую я поддерживал, не нужно независимое телевидение, не нужны реальные обсуждения законопроектов в парламенте. Короче говоря, они были против всего того, к чему мы стремились все эти годы. Я не смог с этим согласиться и, как мог, пытался сопротивляться. Дальнейшее известно: в 2003 году я был арестован по надуманному обвинению в мошенничестве, прекрасно работающая компания ЮКОС была расчленена и уничтожена, а ее куски стали желанным призом для друзей победителя. Меня признали виновным и приговорили к лишению свободы», – напомнил предприниматель.
Говоря о ситуации в стране в целом, Ходорковский критически отозвался о существующей властной элите России: «Они считают, что нефтегазовый запас прочности бесконечен, и никаких реальных реформ можно не проводить, а только делать вид для телевизионной картинки. Они принимают коррупцию, исповедуют архаичные идеи и едины в своем желании не допускать на общественную авансцену талантливых, креативных людей. Современная инновационная экономическая модель - антитеза их иерархическому подходу».
Но, по мнению экс-главы ЮКОСа, «на подходе новое поколение российских политиков, людей, которые готовы воспринимать мир таким, как он есть: стремительно глобализующимся и динамичным». «Эти люди готовы к настоящей политической конкуренции, они верят в открытое обсуждение своих идей с обществом, стремятся добиться поддержки сограждан, которые действительно осмыслили свою позицию по этим вопросам и сделали выводы о соответствующем курсе. Члены этого нового политического истеблишмента осознают важную необходимость существования работающих государственных и общественных институтов, включающих независимый суд, парламент, СМИ. Они готовы управлять современным, сложным государственным механизмом, а не пытаться упростить его до примитивной «вертикали» исполнительной власти», – пишет Ходорковский.
Он прогнозирует повторение в России процессов, которые привели в свое время к концу СССР, когда «наступил кризис коммунистической идеологии, а плановая экономика «реального социализма» обнаружила свою стратегическую неэффективность». «Второе десятилетие XXI века станет для России периодом кризиса системы, построенной на тотальной коррупции и ручном управлении. Проницательные, инициативные россияне, умеющие заглядывать в будущее, уже это понимают», – считает он.
«Во времена моей молодости лидеры СССР вовсе не хотели уходить от власти. Просто история их к этому принудила. Современные российские теоретики и практики «коррупционно-вертикального» управления никуда уходить не собираются. Но им придется. Я знаю, я подобное уже видел», – заключил Ходорковский.