Прокуратура провела проверки документации в офисах 40 российских НПО
В офисах ведущих российских неправительственных организаций (НПО) прошла масштабная внеплановая проверка органов прокуратуры, которая сопровождалась выемками документов. Об этом сообщает «Интерфакс». Проверка надзорного ведомства коснулась 40 известных некоммерческих организаций.
По словам одного из руководителей общества «Мемориал» Яна Рачинского, у правозащитников складывается «ощущение, что это акция устрашения». «Более бессмысленной кампании я не припомню», - констатировал он.
Такую характеристику действиям прокуроров Рачинский дал в связи с тем, что изъятые документы можно было получить в Минюсте и налоговой инспекции, которым отчитываются НПО. Проверка была «пустой тратой времени и ресурсов», пояснил представитель «Мемориала», подчеркнув, что «таких кампаний не случалось за 20 лет существования неправительственных организаций в демократической России».
Как выяснилось, сотрудники прокуратуры одновременно посетили офисы нескольких десятков ведущих российских НПО, «занимающихся защитой прав человека и общественных интересов, социально-экономическими вопросами».
В частности, проверки прошли в Московской Хельсинкской группе, обществе «Московский Мемориал», Ассоциации по защите прав избирателей «Голос», фонде «Общественный вердикт», Центре развития демократии и прав человека, Центре антикоррупционных исследований и инициатив «Трансперенси Интернешенл-Россия», Комитете против пыток и другие НПО.
Обращение с требованием остановить внеплановые рейды прокуратуры подписали большинство перечисленных организаций.
«Мы возмущены этой беспрецедентной кампанией давления на неправительственные организации и требуем разъяснений относительно причин и обоснованности этих проверок от руководства генеральной прокуратуры и прокуратуры Москвы. Мы настаиваем на соблюдении прав неправительственных организаций в соответствии с законодательством России и нормами международного права о свободе объединений», - отмечается в обращении.
По словам представителей НПО, «проверки проходили в авральном режиме, с нарушениями законодательства». «Форма проверки напоминала выемку документов в связи с подозрением в правонарушении или преступлении и никак не соответствовала заявленному основанию о «проверке выполнения законодательства». Можно только гадать об истинных целях этой беспрецедентной кампании проверок», - заключают общественники.