Члены СПЧ сочли голодовку Толоконниковой скоординированной вне колонии
Рабочая группа Совета при президенте по правам человека (СПЧ) считает голодовку осужденной участницы панк-группы Pussy Riot Надежды Толоконниковой, которую она объявила 23 сентября, заранее спланированной и скоординированной за стенами колонии, свидетельствует отчет членов рабочей группы Елены Масюк, Евгения Мысловского и Марии Каннабих, опубликованный на сайте СПЧ во вторник.
Члены СПЧ приводят в отчете фрагмент рапорта сотрудницы колонии о том, что перед объявлением голодовки 23 сентября Толоконникова говорила по телефону с супругом, Петром Верзиловым. В ходе разговора Верзилов рекомендовал Толоконниковой начать голодовку, "так как информация о начале ею голодовки выложена в сети интернет на сайте «Лента.ру»", цитируется в документе. Со слов сотрудницы ИК-14, Верзилов спрашивал у Толоконниковой, "как она подготовилась к голодовке, сколько поела вечером и давал рекомендации, как вести себя, выдвигать требования о недовольствах режима содержания и условиях работы в ИК, а так же о том, что ей угрожают». В тот же день Толоконникова поговорила по телефону со своим адвокатом Ириной Хруновой, которая говорила о поддержке начатой осужденной голодовки, сообщается в рапорте.
"Полагаем, что голодовка осужденной Толоконниковой Надежды Андреевны была заранее спланирована, организована и скоординирована извне, также как и информационная поддержка в сети интернет и в СМИ", — указывается в отчете. Члены СПЧ отмечают, что эта деятельность осуществлялась, в том числе, мужем и адвокатом Толоконниковой, а также председателем правозащитной организации «Агора» Павлом Чиковым.
При этом члены рабочей группы подтвердили наличие ряда нарушений, о которых ранее заявила Толоконникова в своем открытом письме. Они потребовали заключить трудовые договора со всеми работающими осужденными, прекратить «практику принуждения» осужденных работать сверх 8-ми часового рабочего дня и по воскресным дням, а также заменить старое швейное оборудование на новое.
Надежду Толоконникову из-за «сложных отношений с другими осужденными» члены СПЧ рекомендовали перевести в другой отряд, а из-за ее жалоб на постоянные головные боли — назначить ей «более легкую работу, например, в библиотеку или вечернюю школу».
На сайте СПЧ отдельно опубликован отчет еще одного правозащитника, ездившего в Мордовию после начала голодовки Толоконниковой, — Ильи Шаблинского. Он пишет, что получил от заключенных колоний №2 и №13 жалобы на угрозы, избиения и издевательства со стороны администрации, но не нашел «доказательств, достаточных для возбуждения уголовных дел в отношении конкретных лиц». Вместе с тем, Шаблинский просит СЧП обратиться в Следственный комитет России (СКР) с требованием проверить обстоятельства, приведшие к ампутации ноги и двух пальцев одной из осужденных. Ранее Толоконникова говорила, что это произошло после того, как женщину зимой оставили на улице в качестве наказания.