Причиной катастрофы Ту-204 во «Внуково» могла стать неисправность реверса
Причиной катастрофы с самолетом Ту-204, который 29 декабря выкатился за пределы взлетно-посадочной полосы аэропорта «Внуково» и врезался в ограждение Киевского шоссе, скорее всего, стала неисправность реверса. Об этом рассказали газете «КоммерсантЪ» источники в технической комиссии по расследованию случившегося.
Экипажем Ту-204 командовал опытный летчик Геннадий Шмелев. Пилоты посадили самолет на ВВП в штатном режиме, однако с завышенной скоростью (250 км/ч при норме 225-245 км/ч) и перелетом в несколько сотен метров. Оставшейся полосы было достаточно, чтобы погасить скорость. Обильный снегопад снизил коэффициент сцепления шин с покрытием ВПП, поэтому экипаж решил тормозить, главным образом, при помощи реверса. Его активация разворачивает лопатки двигателей самолета, создавая обратную тягу, которая тормозит катящийся самолет.
Однако реверс на обоих двигателях Ту-204 не сработал. Гендиректор авиарегистра МАК Александр Донченко разослал в российские авиакомпании т.н. директиву летной годности для Ту-204 и Ту-214 с двигателями ПС-90А, основанную «на техническом решении ОАО «Туполев» N15519-41.03 от 30 декабря 2012 года». В ней упоминается катастрова во «Внуково», а также инцидент 21 декабря в новосибирском аэропорту «Толмачево»: там самолет выкатился за пределы полосы на 300 м и остановился в поле после того, как у него стерлись и соскочили колесные покрышки, 60 пассажиров и экипаж чудом не пострадали. МАК обязует все авиакомпании провести «корректирующие действия», а именно «на ближайшем оперативном обслуживании в базовом аэропорту» смазать механизмы привода концевых выключателей обжатия амортизатора основной опоры, в дальнейшем проводить эту процедуру через 150 летных часов при отрицательных температурах и через 600 летных часов — при положительных. Экипажам предписано соблюдать рекомендации производителя Ту-204 и Ту-214 «при невыпуске реверсивного устройства на двух двигателях».
Источники пояснили «Ъ», что включить реверс на Ту-204 невозможно, пока колеса самолета не коснутся земли. Устройство не сработает и в случае заклинивания стержня-штока: система «не увидит» приземления. По мнению участников расследования катастрофы, штоки на самолете заклинило из-за морозов: противообледенительная жидкость, попав в механизм, могла вызвать их коррозию или заледенение. Не исключено, что ошибку допустил и Шмелев: судя по всему, он вовремя не распознал неисправность и, вместо того, чтобы сконцентрировать внимание на колесных тормозах и рулении по полосе, надеялся включить неисправные реверсы.