Павлюченков получил 11 лет тюрьмы за убийство Политковской
Мосгорсуд признал бывшего начальника 4-го отдела Оперативно-поискового управления ГУВД Москвы Дмитрия Павлюченкова виновным в убийстве журналистки «Новой газеты» Анны Политковской и приговорил его к 11 годам колонии строгого режима.
По версии следствия, Павлюченков в 2006 году организовал слежку за Политковской по заказу чеченского криминального авторитета Лом-Али Гайтукаева, получив за это $150 000. Когда Гайтукаев сел в тюрьму, руководство операцией перешло к экс-сотруднику РУБОП Москвы Сергею Хаджикурбанову, который, напротив, незадолго до этого освободился из мест лишения свободы. В начале октября 2006 года Павлюченков «сдал пост» трем братьям Махмудовым — Ибрагиму, Джабраилу и Рустаму. Последний и застрелил журналистку 7 октября в подъезде ее дома. Павлюченков активно сотрудничал со следствием и давал показания на своих подельников. Впрочем, Хаджикурбанов отрицает любую свою причастность к преступлению.
Приговор Павлюченкову был оглашен в пятницу, 14 декабря. Перед началом заседания подсудимому стало плохо, пришлось вызывать «скорую помощь». Адвокат Карен Нерсесян просил перенести оглашение, поскольку его подзащитный не в состоянии выступить с последним словом. Однако врачи пришли к выводу, что Павлюченков может участвовать в заседании. Медицинский диагноз не оглашался, хотя ранее сообщалось, что в СИЗО обвиняемого поразила эпилепсия, из-за чего он даже был выпущен под домашний арест.
Во время прений прокурор попросил суд приговорить бывшего милиционера к 12 годам колонии строгого режима и одному году ограничения свободы, а адвокат настаивал на условном сроке. Нерсесян напомнил, что у его подзащитного много наград за службу, он помогал следствию, и в судебной практике за гораздо более тяжкие преступления дают условные сроки. Юрист заметил прокурору, что если сегодня человеку, заключившему сделку с правосудием, дадут две трети от максимального наказания за инкриминируемое преступление, то завтра никто больше не захочет сотрудничать со следователями. Адвокат семьи Политковских Анна Ставицкая отказалась выступать в прениях, сказав, что не хочет повторять свою речь, уже произнесенную ранее. Она лишь заметила, что наличие государственных наград накладывает на человека дополнительную ответственность.
Сам Павлюченков в своем последнем слове заявил, что сожалеет о тех деяниях, «которые случились по его вине».« Я раскаиваюсь, что меня в них втянули», - сказал бывший милиционер. Он считает, что участники группы, которая организовала убийство Политковской, хотели расправиться и с ним. «Мне повезло, что я остался жив», - заявил Павлюченков.
«Хочу, чтобы мой пример был уроком людям, которые идут работать в МВД, чтобы они не попадали в глупые и страшные ситуации - такие, в которые попал я. Говорить можно много, но от этого не станет легче ни семье Политковской, ни моей семье», - заключил подсудимый.
Мосгорсуд пришел к выводу, что вина Павлюченкова полностью доказана: она подтверждается как его показаниями, так и совокупностью доказательств. В целом вся преступная группа действовала сплоченно, каждому участнику отводилась определенная роль. «Павлюченков действовал умышленно, по найму. Он привлек к слежке своих подчиненных, не осведомленных о преступном умысле. В день он платил за слежку $100-150, при этом его сотрудник выполнял работу на служебной машине», - говорится в приговоре.
Павлюченков не страдал психическими расстройствами, не был в состоянии аффекта и осознавал опасность своих действий. Исправление его возможно только «в условиях изоляции от общества», заключил суд и приговорил экс-милиционера к 11 годам колонии строгого режима. Год ограничения свободы Павлюченкову назачать не стали. Дети Политковской подавали к нему гражданский иск о компенсации морального вреда на сумму в 10 млн рублей. Суд решил, что бывший сотрудник ГУВД должен заплатить 3 млн рублей.