BP получила официальное предложение от «Роснефти» о выкупе 50-процентной доли в ТНК-BP. Сумма сделки составит $28 млрд, она будет оплачена кэшем и акциями российской госкомпании, сообщает Financial Times.
В случае если стороны договорятся о сделке, российская госкомпания превратится в мирового лидера среди публичных компаний по объему нефтедобычи с показателем в 3 млн баррелей в сутки (у американской ExxonMobil — 2,3 млн баррелей). Как уточняют собеседники FT, «Роснефть» заплатит за пакет BP $15-20 млрд кэшем и 10-20% своих акций.
Еще накануне ожидалось, что госкомпания предложит британцам $25 млрд. На повышение ставок могла сыграть утечка информации о том, что $28 млрд «Роснефть» готова заплатить за пакет второго акционера ТНК-BP — консорциума AAR, предполагает аналитик Sberbank CIB Валерий Нестеров.
По его мнению, BP примет предложение в первую очередь из-за возможности получить большой объем денежных средств. Кэш — наиболее привлекательная для BP часть сделки. Компании еще предстоит финализировать выплаты по аварии в Мексиканском заливе, а также найти средства для новых инвестпроектов. Значительная часть кэша может быть направлена и на российские проекты. BP сохранит присутствие в стране и будет привлекаться властями к освоению арктических и других труднодоступных запасов, предполагает аналитик. С выходом BP из ТНК-BP Россия так или иначе теряет технологии и управлеченский опыт британской компании, констатирует он.
В настоящий момент президент «Роснефти» Игорь Сечин продолжает переговоры с руководством BP в Лондоне. По словам источников FT, официальная оферта была сделана этим утром в преддверии истечения дедлайна (9 утра), после которого BP должна была отчитаться о предложениях от потенциальных покупателей доли британской компании в ТНК-BP. Издание отмечает, что продажа принесет пользу и самой BP: сделка будет выглядеть как символическая победа гендиректора компании Роберта Дадли над неуживчивыми партнерами из AAR, с которым BP на протяжении нескольких лет конфликтовала из-за паритетной схемы владения ТНК-BP.
Сечин находится в Лондоне со вчерашнего дня для достижения окончательных договоренностей по параметрам соглашения. Сегодня он продолжает переговоры с кредитными учреждениями по привлечению финансирования сделки. Правление BP обсудит позицию компанию по оферте «Роснефти» в пятницу.
С момента формирования ТНК-BP в 2003 году BP инвестировала в актив $8 млрд. Вложение стало более чем выгодным для компании — в качестве дивидендов от российского проекта BP получила $19 млрд. Омрачена деятельность ТНК-BP была лишь непрерывными конфликтами акционеров, из-за которых в 2008 году Дадли пришлось покинуть пост главы ТНК-BP, а в 2011 году самой BP свернуть планы стратегического альянса по обмену акциями и освоению шельфа с «Роснефтью». Новая акционерная конфигурация ТНК-BP станет самым крупным переделом российского нефтяного рынка с момента разгрома ЮКОСа, отмечает FT.
Помимо приобретения доли BP, «Роснефть» претендует и на покупку пакета AAR. Во вторник госкомпания уже подписала с консорциумом рамочное соглашение о готовности заплатить за 50% ТНК-BP аналогичную сумму — $28 млрд. Впрочем, не все аналитики считают рациональным намерение «Роснефти» поглотить всю ТНК-BP из-за риска слишком высокой долговой нагрузки.
Рейтинговое агентство Fitch уже предупредило, что может пересмотреть рейтинги «Роснефти» и ТНК-BP в случае сделки. Приобретение пакета BP, впрочем, не должно привести к снижению инвестиционного рейтинга госкомпании, поскольку соотношение долга к EBITDA не превысит безопасного уровня 2, говорит Нестеров. При покупке активов ЮКОСа «Роснефти» приходилось занимать еще больше, напоминает он. В будущем госкомпания может договориться о выкупе пакета AAR по более низкой цене, приобретение доли BP было приоритетом для российской стороны на пути установления полного контроля над ТНК-BP, рассуждает эксперт.
Акции самой «Роснефти» для BP на нынешнем этапе не самая привлекательная возможность вложения средств ввиду недостаточно высокой капитализации госкомпании и неустойчивого менеджмента. «Управленческая структура «Роснефти» сохраняет элементы рыхлости, ее активы выглядят неоптимизированными в достаточной мере, компания раздирается между многими капиталоемкими проектами, поэтому быстро повысить капитализацию не удастся», — отмечает аналитик. Среди усилий руководства «Роснефти» по решению текущих проблем он обращает внимание на вчерашнее назначение на должность вице-президента по шельфовым проектам выходца из Exxon Желько Рунье.
AAR изначально и сам претендовал на выкуп доли британских партнеров. Однако консорциум, по словам осведомленных источников, не смог привлечь достаточный объем финансирования. Переговоры с банками AAR начал позднее «Роснефти», когда госкомпания уже достигла эксклюзивных условий по займам на приобретение пакета BP. В итоге консорциуму не удалось добиться адекватных конкурентных параметров для собственной оферты британцам, как это задумывалось изначально, объяснял источник Forbes близкий к AAR. BP, по его словам, изначально была настроена на другой вариант сделки, поэтому в AAR поняли, что их предложение не будет воспринято благожелательно.
«Роснефть» по итогам сделки превратится в гиганта, который в период нестабильности мировых рынков может стать для России одним из механизмов ужесточения контроля над денежными потоками и решения задач не только отраслевых, но и социальных, заключает Нестеров. Это больше всего похоже на норвежский вариант рыночной нефтяной индустрии под контролем государства, заключает эксперт.
Подробнее о подготовке «Роснефти» к покупке ТНК-BP читайте в материале «Какой аппетит у Сечина: захочет ли он купить всю ТНК-BP?»