О чем не пишут в России: почему Азия опасается новой стратегии Москвы?
Россия и Восток: поворот не туда
«Россия медленно поворачивается к Азии». Так озаглавлена свежая колонка обозревателя Financial Times Дэвида Пиллинга. Автор обращает внимание на то, что переориентация на азиатские рынки становится глобальной тенденцией. В прошлом году все обсуждали эту ситуацию применительно к США, теперь пришел черед России. Владимир Путин на прошедшем саммите АТЭС прямо говорил о смене курса в «глобальном экономическом ландшафте» на встрече с азиатскими бизнесменами. Владивосток, в который российские власти вложили $20 млрд в преддверие саммита, призван стать трансевразийским хабом, воротами страны в новый мир. До сих пор Москва игнорировала Восток. Объем торговли России со странами Азии в рамках совокупных $16 трлн для членов АТЭС — практически «статистическая погрешность». Несмотря на то что две трети территории государства приходятся на Азию, менее четверти объема торговли идет с этим регионом против половины, которая приходится на Европу.
Financial Times также напоминает, как Владивосток стал частью России в 1860 году после поражения Китая в опиумных войнах. Когда Антон Чехов в 1890 году посещал Сахалин, в городе располагалась колония-поселение. До 1903 года эта часть мало контролировалась из центра — до строительства Транссибирской железной дороги. Но даже в советские годы Владивосток, по сути, оставался не «воротами», а «крепостью». Закрытая фортификация, порт Тихоокеанского флота, но никак не гостеприимный город для инвесторов. Теперь пришло время менять мировоззрение: Азия — реальная альтернатива стагнирующей Европы. Хотя экономика региона и замедляет темпы роста, на фоне проблем Запада динамика остается впечатляющей. Совокупно ВВП развивающихся стран АТР в этом году вырастет на 6,6% против падения показателя для ЕС на 0,7%.
Россия хочет не упустить свой шанс. Прежде всего, речь идет о наращивании торгового оборота с Китаем. В прошлом году эта цифра выросла до $80 млрд — больше, чем $50 млрд с Германией и $34 млрд с США. К 2020 году Москва и Пекин намерены увеличить объем более чем вдвое — до $200 млрд. Позитивная динамика сотрудничества наблюдается и в случае с энергозависимыми Южной Кореей и Японией, постепенно отводящими все большую роль поставкам природных ресурсов из России. К примеру, доля нефти большого западного соседа в Японии выросла с 0,7% в 2006 году до 6,4% в 2010-м. Отказ страны от атомной энергетики после аварии на Фукусиме способен еще более усилить зависимость Токио от российского «черного золота».
«Без России Азия не сможет демонстрировать устойчивый рост», — говорил недавно владелец и глава «Русала» Олег Дерипаска. И это не пустая бравада, убежден автор. Азия нуждается в ресурсах, Россия обладает одними из самых богатых запасов в мире. Речь не только о нефти и газе, но и, к примеру, о лесоматериалах — их экспорт Москва готова увеличить в 2-3 раза, подтверждал Путин.
Не менее важен и потенциал дипломатических связей России и Китая. Страны, имеющие право вето в Совбезе ООН, все чаще образуют альянсы по стратегическим вопросам, прежде всего, по сирийскому конфликту и денуклеаризации Корейского полуострова.
Но, несмотря на открывающиеся перспективы, между российскими амбициями и реальностью остается пропасть шириной с Волгу, констатирует Пиллинг. Во-первых, нельзя забывать о недоразвитости логистики в стране. Недостаток мостов, дорог и аэропортов на востоке России ни для кого не секрет. Грузооборот одного Шанхая примерно в 10 раз больше, чем совокупный показатель для всех тихоокеанских портов России. Сохраняются и психологические опасения из-за угрозы «мирной оккупации» слабозаселенных Дальнего Востока и Сибири Китаем. Бизнесмены из КНР нередко жалуются на препоны при получении виз и других бюрократических процедурах, которые делают неэффективной саму идею работы в России. Остается и замороженный территориальный спор с Японией из-за Курил.
Так или иначе, пока Россия не вдохновляет азиатского инвестора. Mitsui и Mitsubishi еще не забыли, как с ними обошлись на сахалинских месторождениях «Газпрома». Даже Китай, не слишком разборчивый в выборе контрагентов по поставкам ресурсов, с опаской относится к большому соседу. В Пекине просто не понимают нюансов инвестиционного климата в России, признавался в кулуарах АТЭС высокопоставленный представитель китайской делегации. Москве еще многое предстоит сделать, чтобы сменить вектор развития. Яркий пример: когда ВТБ первым из российских банков открыл представительство в Шанхае, он долго не мог найти на родине ни одного топ-менеджера, говорящего по-китайски. «В будущем разворот на восток, конечно, может случиться. Хотя вся российская история развивалась в противоположном направлении», — заключает автор.
Швейцария: фермеры против девелоперов
«У Филиппа Фрайманна ушло несколько секунд на то, чтобы отказаться от предложения о застройке элитными апартаментами принадлежащих ему фермерских угодий в богатейшем кантоне Швейцарии Цуге», — так начинается репортаж агентства Bloomberg о противостоянии сельских жителей и большого бизнеса в одном из самых благополучных регионов мира. Стойкость Фрайманна стоила ему не менее 30 млн франков ($32 млн). «Я здоров, я могу работать. Разве нужно что-то еще?» — сокрушается 36-летний фермер, сидя в своем тракторе в окружении 45 коров и антураже вишневого сада. Бум жилья в Цуге превысил все разумные пределы, кантон больше не принадлежит коренным жителям, признает Фрайманн. Средняя стоимость дома для одной семьи в районе подскочила уже до 1,56 млн франков — это вдвое выше, чем в среднем по стране. Треть резидентов Цуга сегодня не имеют швейцарских паспортов.
Этот тренд родом из 1950-х, когда Марк Рич и братья Филипп начали торговать на верхнем этаже местного банка. С тех пор низкие налоговые ставки для бизнеса привлеки в Цуг около 30 000 компаний со всего мира, включая таких гигантов, как трейдеры Glencore и Xstrata. Успехи кантона заставили развиваться в том же направлении соседние области, но Цуг все равно сохраняет статус самого удобного и престижного района. Благодаря фискальной стратегии уровень безработицы в Швейцарии остается у рекордно низкой отметки 3% против 11,3% в соседней терпящей бедствие еврозоне.
Бесконечно процесс привлечения в Цуг новых жителей продолжаться не может, предупреждают эксперты. «Очевидно, нам пора поднять вопрос о необходимости интеграции приезжих», — соглашается член парламента кантона Грегор Куппер. Антимигрантская риторика вообще набирает популярность в стране, но для Цуга проблема более чем актуальна. В регионе живут около 115 000 человек с самым высоким среднедушевым годовым доходом в 74 781 франк при национальных 48 744 франках.
Фрайманн, который занимается производством органической говядины, с 2009 года подвергается нападкам со стороны девелоперов. «Недавно, глядя из окна своей гостиной, я насчитал 14 строительных кранов. По-моему, хватит», — категоричен фермер.
Индия: сельская психиатрия
Издание The Atlantic публикует репортаж «Переосмысление психиатрии в сельской Индии», посвященный попыткам специалистов уменьшить социальное расслоение внутри одной из крупнейших развивающихся стран мира через новые технологии. Если эксперимент окажется удачным, Индия может стать примером для остального мира в устранении барьеров, мешающих национальной гармонии.
«25-летняя Сатя из деревни близ города Ченнаи с 18 лет забрасывала камнями прихожан у храма по соседству со своим домом. Она была в ярости, отказывалась помогать матери по хозяйству и часто уходила из дома. Чуть раньше Сатя была изнасилована одноклассником. После того как дочери не помогли лекарства, ее мать отправила девушку к психиатру в соседний город, но и рецепты врача оказались неспособны устранить причины озлобленности Сати на окружающий мир. Спасение пришло в прошлом году. Сатя общается с психиатром из Ченнаи в 240 милях через Skype из специального фургона, который регулярно приезжает в их деревню. Поставить диагноз «шизофрения» и назначить правильное лечение Сате медик из большого города смог дистанционно. Все медикаменты она получила бесплатно в том же «терапевтическом» автомобиле.
Мобильная клиника на колесах — проект некоммерческого Фонда исследований шизофрении. Организация помогает больным из 800 деревень вокруг Ченнаи. Через дистанционность решается проблема дефицита кадров в психиатрии: в перенаселенной Индии один лицензированный специалист приходится на 400 000 человек. В США на такое же число жителей — 58 врачей, в Аргентине (мировом лидере по этому показателю) — 580.