"Изобретатели велосипедов": как устроены семейные офисы российских миллиардеров
За четверть века с момента восстановления института частной собственности в нашей стране российское частное благосостояние существенно выросло: разные источники оценивают совокупный размер крупных частных состояний в сумму, сравнимую с российским ВВП.
По мере роста размера состояний запросы российских владельцев капиталов усложняются. В мировой практике один из ключевых инструментов обслуживания интересов состоятельных владельцев капитала и их семей – это так называемые семейные офисы (family offices). Четкого понимания, что это за институт, какие услуги он оказывает, нет, даже несмотря на все большее распространение этого термина в последние годы и на российском рынке.
В нашем летнем исследовании «Семейные офисы в России: мифы и факты» мы взглянули на этот вопрос с научной точки зрения, опросив 48 сотрудников «семейных офисов» и российских и западных банков, работающих с состоятельными клиентами. Помимо удовлетворения академического любопытства, эта работа позволила получить более выпуклое представление о ценностях и интересах самих российских владельцев капиталов через призму услуг, оказываемых им семейными офисами.
Безопасность и тишина
Пресса культивирует образ российского предпринимателя как человека «рискового», ориентированного преимущественно на приумножение своего состояния. Однако наше исследование показало, что как минимум три из пяти приоритетных задач типичного российского «семейного офиса» связаны с безопасностью и сохранением капитала от сохранения благосостояния как такового до обеспечения конфиденциальности и физической безопасности.
Возможно, речь должна идти не об игнорировании задачи приумножения капитала как таковой, сколько о том, чтобы желание прирастить капитал реализовывалось с приемлемым уровнем риска.
Косвенное подтверждение этого тезиса то, что, согласно результатам исследования, основными услугами семейных офисов являются не организация бытовых аспектов жизни семьи, а услуги управления активами и инвестициями, налогово-юридическое структурирование и сопровождение.
Преувеличение уникальности
Среди российских владельцев капиталов распространено заблуждение, что все семейные офисы уникальны, как уникальны сами владельцы капиталов, интересы которых эти семейные офисы обслуживают. Это нередко приводит к тому, что при принятии решения о создании семейного офиса его начинают насыщать разносторонней самостоятельной дорогостоящей экспертизой, даже если эту экспертизу дешевле и проще приобрести на стороне.
Косвенный индикатор распространенности: хотя российские семейные офисы активно пользуются услугами сторонних специалистов даже в областях своих ключевых компетенций, такое привлечение внешних экспертов, как правило, идет в дополнение к тому функционалу, который уже есть внутри семейного офиса.
В этом существенное отличие от мировой практики, где внутренний функционал и направления, по которым привлекаются внешние специалисты, пересекаются гораздо меньше. Например, в западной практике к выполнению инвестиционных и налогово-юридических функций привлекаются прежде всего сторонние эксперты, а сотрудники семейных офисов выступают в роли проектных менеджеров, а также фокусируются на обслуживании околосемейных вопросов.
Наше исследование также показало, что мнение об уникальности каждого семейного офиса оказалось сильно преувеличенным. Невзирая на уникальность конкретных путей реализации стоящих перед владельцем капитала задач сами эти задачи во многом схожи и поддаются типологизации. При построении семейного офиса можно и нужно ориентироваться на распространенные потребности и лучшие практики, хотя и подгоняя их под интересы конкретного владельца капитала.
Актуальность преемственности
С учетом возраста российских владельцев капиталов и их семейной ситуации (средний возраст – около 50 лет, почти 40% детей старше 18 лет) можно прогнозировать, что вопрос преемственности и передачи бизнеса и благосостояния следующему поколению встанет остро уже в обозримой перспективе. Во всем мире семейные офисы – важнейшие участники этого процесса.
Вопрос, требующий дополнительного изучения, – каким аспектам преемственности уделяют семейные офисы и владельцы капиталов наибольшее внимание. Например, учитывая типичный «функционал» семейного офиса, разумно ожидать, что первоочередное внимание в этой области будет уделяться проработке формально-юридических аспектов преемственности и наследования. При этом мировой опыт свидетельствует, что планы преемственности терпят неудачу вовсе не вследствие их недостаточной налогово-юридической проработанности. В 85% случаев причина провала кроется в недоверии и спорах между членами семьи, а также в недостаточной подготовленности преемников к управлению активами.
Я убежден, что начать готовить план преемственности и обучать преемников следует, даже если владелец капитала не собирается строить семейный бизнес или оставлять состояние полностью семье. Иначе как минимум повышается риск того, что капиталы, с таким трудом заработанные, в результате достанутся случайным людям.
Перспективы филантропии
Еще наше предыдущее исследование показало большой интерес российских владельцев капиталов к вопросам благотворительности: все наши собеседники отмечали, что участвовали в благотворительных проектах в предыдущие два года, а 56% ощущали потребность в помощи профессиональных управляющих в этой области.
Эту тенденцию подтвердило и текущее исследование семейных офисов: более 60% опрошенных семейных офисов оказывают услуги своим принципалам и клиентам в области благотворительности.
Учитывая, что мотивация к благотворительности может быть разной — от желания внести вклад в общественное развитие до создания семейной репутации — для владельца капиталов важно правильно донести свою мотивацию до семейного офиса. Это поможет качественно выбрать проекты и привлечь сторонних экспертов, если необходимо.
Кроме того, включение второго поколения в управление благотворительными проектами поможет им наработать навыки, которые пригодятся в будущем и при управлении благосостоянием в целом.