К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Так похоже на Россию: зачем страны Персидского залива начинают диверсификацию экономики

Фото REUTERS / Carlos Garcia Rawlins
Фото REUTERS / Carlos Garcia Rawlins
Нынешнее положение арабских монархий, в особенности саудовцев, во многом напоминает российские реалии. Однако, как показывает опыт Объединенных Арабских Эмиратов, слезть с "нефтяной иглы" - выполнимая задача

В «тучные годы» высоких цен на нефть страны Персидского Залива, как и Россия, не прилагали достаточных усилий для диверсификации своих экономик. В результате, из-за падения цен Арабские монархии тоже столкнулись с проблемой бюджетного дефицита. Показательным примером в данном случае является Саудовская Аравия, в бюджете которой на нынешний год заложен рекордный дефицит в $87 млрд. При этом, по данным Kuwait Financial Centre (Markaz), общий дефицит бюджета в 2015-2016 годах у стран Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ) может составить рекордные $318 млрд.

Резкое падение доходов ставит традиционно консервативные арабские монархии перед суровым выбором. Государство является основным работодателем во всех странах Персидского Залива, а нынешнее удручающее экономическое состояние может подорвать финансовую стабильность действующих режимов, что повлечёт за собой неспособность выполнять социальные обязательства перед постоянно растущим населением.

Исходя из личного опыта общения с чиновниками отдельных стран Залива,  могу сказать, что у многих еще свежи воспоминания об «Арабской Весне», во время которой неоднократно высказывались лозунги за свержение монархий. В особенности, многие озабоченны тем, что из-за повсеместного разделения на кланы и присутствия пресловутой «васты» (арабской версии «блата») появляются группы недовольных молодых людей, с ограниченной социальной мобильностью, которые потенциально готовы к протестам.

 

Таким образом, проведение долгих и болезненных структурных реформ становится приоритетом для арабских монархий. Этому способствует также понимание руководством стран региона того, что нынешнее падение цен на нефть не будет временным. В то же время, если государствам Персидского залива удастся перестроить свои экономики, а также успешно провести структурные преобразования, то другие страны со схожими экономическими моделями могут последовать их примеру.

Арабские проблемы и российские реалии

Во многом нынешнее положение арабских монархий, и, в особенности саудовцев, схоже с российскими реалиями. Несмотря на социальные и культурные различия между Россией и королевством, оба государства страдают от схожих экономических проблем.

 

Саудовская Аравия чрезвычайно зависима от цены на нефть, и почти 90% всех доходов государства поступают от её продаж. В этом году экономический рост королевства будет чуть больше нуля, что станет самым низким показателем после кризиса 2009 года. В то же время, в Саудовской Аравии действует безальтернативный «государственный капитализм», а местные власти боятся отпускать борозды правления и отдавать их бизнесу.

Так же, как и Россия, Саудовская Аравия активно работает над собственной программой импортозамещения, и вынашивает планы о приватизации в будущем. В то же время, саудовцы сокращают объёмы закупок иностранного вооружения, и начинают больше инвестировать в собственный ВПК.

Стоит отметить, что саудовцы не строят глобальных планов по поводу вклада ВПК в развитие своей экономической модели, и не рассматривают его в качестве одного из «локомотивов роста», а лишь стремятся сократить затраты на импорт.

 

По сравнению со скромными и $150 млрд в двух российских стабфондах, в одном только фонде Saudi Arabian Monetary Agency (SAMA) накоплено более $685 млрд. Более того, саудовцы планируют создать крупнейший в мире инвестиционный фонд с астрономическим объемом в два триллиона долларов, целью которого станет самая масштабная «перестройка» за всю историю существования страны.

Исходя из этого, саудовцы всерьёз задумались о приватизации 5% Саудовского нефтяного гиганта Saudi-Aramco, местного аналога «Роснефти». В планах создание новых городов, таких как Экономический город короля Абдаллы (KAEC), а также особых экономических зон на побережье Красного Моря. При этом KAEC станет абсолютно новым городом, который будет построен посреди безжизненной пустыни, и строительство которого обойдётся в $95 млрд. Рассчитанный на 2 млн человек, KAEC создаст более одного миллиона новых рабочих мест в сфере финансовых услуг, туризма, а также портовой инфраструктуре. Стоит отметить, что возведение всех проектов осуществляется при участии частных фирм, и государство в целом стремится существенно увеличивать долю частного капитала в экономике.

Так же, как и Россия с ее планами по развитию Северного морского пути, Саудовская Аравия рассчитывает активно использовать своё географическое преимущество и развивать портовую инфраструктуру. К примеру, в королевстве сейчас строится морской порт короля Абдаллы, который станет крупнейшим портом на Ближнем Востоке и одним из крупнейших в мире.

Безусловно, у саудовцев возникает большое количество проблем при проведении вынужденной диверсификации: от сопротивления со стороны радикально-консервативных политических и социальных групп до отсутствия опыта проведения масштабных реформ.

Планы Саудовской Аравии могут быть банально оторваны от реальности. Несмотря на заявленные мега-проекты местные власти до сих пор не оплатили подрядчикам по строительству метро в Эр-Рияде и лишь недавно признали общегосударственную проблему неоплаты по счетам строительных компаний и спешно пообещали погасить 70% от общей суммы долга. В общем и целом, бюджетные затраты на строительство инфраструктуры сократились на рекордные 63% в прошлом году.

 

Очевидно, что королевство ставит свои долгосрочные цели, опираясь на успех ближайшего соседа - Объединенных Арабских Эмиратов - который служит примером для подражания для реформистских кругов страны.

«Изменись или умри» по-арабски

За последнее десятилетие ОАЭ завоевали устойчивую репутацию международного центра коммерческой и финансовой деятельности, а страна в целом является законодателем мод для других монархий региона, и все изменения, которые проводятся в ОАЭ так или иначе со временем проводятся во всём регионе.

По общему объёму несырьевого сектора, который равен 70%, ОАЭ опережает другие монархии Залива, в которых средний показатель дохода от нефти равняется 85% от ВВП. В особенности, страна продемонстрировала выдающиеся успехи в области снижения свой зависимости от экспорта нефти и газа: если в 1980 году 79% всех доходов государства поступало от нефти, то сейчас этот показатель равняется 30%.

Более того, из личного опыта нескольких лет работы и проживания, как в регионе, так и в США, бросается в глаза тот факт, что ОАЭ лучше всех в Заливе научились пользоваться общемировыми стандартами управления и переговоров, которые пока и не дотягивают до Запада, но неуклонно улучшаются.

 

Так, я довольно часто слышал слова возмущения со стороны многих арабов, которые сводились к тому, что государство должно непременно доминировать в экономике. Однако во времена, когда нефтяные деньги заканчиваются и экономика стагнирует, а соседние ОАЭ растут как на дрожжах и без нефти, глаза у многих невольно начинают открываться.

В соответствии со «Стратегией развития ОАЭ до 2021», доля малых и средних предприятий в стране должна достичь 70% к 2021 году, в отличии от нынешних 60%. Эмираты третий год подряд занимают первое место в рейтинге Всемирного банка Doing Business среди всего региона Ближнего Востока и 31-е место в мире. Для сравнения, Россия в недавнем рейтинге заняла 51-е место.

Усилия, направленные на улучшение инвестиционного климата особенно показательны, учитывая увеличение числа новых фирм в Дубае на 18% только в 2015 году. Несмотря на фискальный дефицит в 7,5%, по прогнозам ВВП страны в 2016 всё же вырастет на 2,6%, что должно стать самым высоким ростом для арабских монархий.

Как и саудовцы, граждане Эмиратов имеют собственную программу по импортозамещению, которая направлена на помощь местным компаниям в производстве товаров для реализации, в том числе, на внешних рынках. Такое возможно только при создании высококачественных продуктов, а также при повышении конкурентоспособности частных предпринимателей, что достигается за счёт льготного кредитования и снижения всевозможных барьеров для ведения бизнеса. Таким образом, власти ОАЭ рассчитывают, что доля местных производителей возрастёт с нынешних 11% от ВВП до 20% к 2020 и 25% к 2025.

 

Отчасти, это становится очевидным при анализе аэрокосмической отрасли ОАЭ, которая была создана буквально с нуля всего лишь за десятилетие и сегодня является одной из лидирующих в мире. Со слов многих эмиратцев, в будущем следует активно наблюдать за успехами Аэрокосмического парка Nibras, в который активно вкладывает средства инвестиционный фонд ОАЭ Mubadala.

Несмотря на нынешние экономические реалии Саудовской Аравии и многих стран региона, саудовцы всё же решились на проведение диверсификации и глубочайших структурных преобразований, а за основу был положен опыт постепенного отхода от государственного капитализма в соседних ОАЭ. Безусловно, Саудовская Аравия столкнётся с большим количеством проблем, но правильность её выбора не оставляет сомнения, а возможный успех должен повлиять на другие страны со схожими экономическими моделями.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+