К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Коммерция в храмах искусства: как музеи становятся городскими «местами силы»

фото EAST NEWS
фото EAST NEWS
Большой музей — всегда большие деньги и большая политика. Для России такая ситуация пока непривычна

В конце июня ГМИИ им. А. С. Пушкина и Москомархитектура подвели итоги конкурса на архитектурно-градостроительную концепцию развития музея. Территория нового музейного городка в центре Москвы охватит три квартала между Волхонкой и Знаменкой, объединив музейный комплекс, публичную библиотеку, образовательный центр с кафе, книжными магазинами и общественным пространством. Для России идея музейного девелопмента звучит пока непривычно. Однако во всем мире культурные институции давно уже выходят за пределы своих стен и становятся ключевыми точками городской жизни. Большой музей — это теперь всегда большие деньги и большая политика со всеми атрибутами: переменчивой политической конъюнктурой, проблемами с государственным и частным финансированием, общественными дискуссиями, срывом сроков и ростом стоимости строительства.

Центр Помпиду, Париж, Франция 

(Centre Georges Pompidou) 

Первый, а потому хрестоматийный пример музея нового типа. Президенту Франции Жоржу Помпиду в 1969 году предложили смелую идею: создать в квартале Бобур культурный центр, объединяющий музей современного искусства, библиотеку, центр промышленного дизайна и центр музыкальных исследований. Культурный центр, расположенный между основными достопримечательностями Парижа и подлежащим редевелопменту районом Марэ, в неблагополучном районе центрального рынка Ле-Аль, должен был стать центром новой культурной оси на правом берегу Сены.

 

В 1970 году был объявлен конкурс на архитектурную концепцию здания. На конкурс поступила 681 заявка из 49 стран. Победителем был признан проект команды неизвестных тогда молодых архитекторов Ренцо Пьяно и Ричарда Роджерса.

Архитектурное решение полностью разрушало традиционное представление об облике музея.

 

Построенный из стали и стекла центр изнутри представлял собой пустое и пластичное пространство — площадь этажа составляла 7500 кв. м. Все инженерные системы были вынесены на фасад здания и обозначены цветовым кодом: голубой — для вентиляции, желтый — для электричества, зеленый — для водопровода, красный — для логистики посетителей (эскалаторы и лифты). Такой художественный прием подчеркнул значение центра как динамичной коммуникационной машины.

Общая площадь музея — 100 000 кв. м. Строительство обошлось в 993 млн франков ($197 млн по среднему курсу 1972 года) и было профинансировано правительством Франции, которое одновременно выделяло ежегодные ассигнования на закупку коллекции.

Бескомпромиссная современная архитектура вызвала многочисленные протесты.

 

Здание, разрушающее облик старого Парижа, сравнивали с нефтеперерабатывающим заводом, подавали в суд. Поговаривали, что сам президент Помпиду выступал за более классическое архитектурное решение, однако проект был активно поддержан его женой, страстным коллекционером современного искусства. Впрочем, Помпиду не дожил до открытия центра, позже названного его именем.

Успех центра, открытого в начале 1977 года, превзошел все ожидания. Спроектированное из расчета 5000 человек в день, здание первые годы принимало в среднем в пять раз больше посетителей. За 20 лет работы до реконструкции в 1997 году Центр Помпиду посетили 150 млн человек. Сегодня он остается одной из наиболее посещаемых культурных институций мира — ежегодно сюда приходят 3,8 млн человек. Важной частью успеха Центра Помпиду стало проектирование его как открытого общественного пространства. Продуманы были даже детали: мощение площади заходит в пространство музея, подчеркивая его публичный характер.

Музейный квартал, Вена, Австрия

(MuseumsQuartier Wien) 

Музейный квартал в Вене входит в десятку крупнейших культурных комплексов мира, он ежегодно привлекает около 3 млн посетителей.

 

Квартал создан на месте императорских конюшен, построенных в стиле барокко в начале XVIII и перестроенных в середине XIX века. После падения Австро-Венгрии вся собственность императорского дома была продана, и с 1920-х годов барочный комплекс использовался как место проведения коммерческих выставок и ярмарок.

В 1986-м был объявлен архитектурный конкурс, предусматривающий строительство музея современного искусства и выставочного центра.

Проектирование музейного квартала 10 лет находилось в центре политических баталий между либералами, контролировавшими федеральное правительство, и социал-демократами с сильными позициями в городе.

Дело усугублялось тем, что финансирование шло из двух источников — федерального и муниципального бюджетов. Партии левого толка и сочувствующие им интеллектуалы критиковали высокую цену строительства и грубое вторжение современной архитектуры в историческую застройку (победивший проект братьев Ортнеров предусматривал строительство внутри барочного квартала двух современных башен).

 

После долгих дебатов проект был скорректирован в сторону снижения стоимости и высотности зданий, а также уменьшения площади застройки на 25%. После того как все учредители признали проект безопасным для исторического облика города, в 1997 году состоялась закладка первого камня и уже в 2001-м Музейный квартал был открыт.

Сегодня на площади 60 000 кв. м Музейного квартала расположены Музей Леопольда, Музей современного искусства фонда Людвига (MUMOK), Венский павильон искусств. Плюс центр архитектуры, театральные площадки, творческие мастерские.

В 1990 году была создана компания по развитию и управлению Музейным кварталом — The MuseumsQuartier Developing and Operating Company (MQ D+O). 75% ее акций принадлежит государству, а 25% — муниципалитету Вены. В период строительства и реконструкции MQ D+O полностью отвечала за реализацию проекта, инвестиции в который составили порядка €200 млн. Годовой бюджет MQ D+O составляет €6 млн, а операционный и программный бюджет всех институций квартала, находящихся под ее управлением, — €35 млн.

Культурный район Западного Коулуна, Гонконг, Китай 

(West Kowloon Cultural District) 

 

Вслед за европейскими столицами использовать культуру как инструмент городского развития стали азиатские мегаполисы. Концепция создания в Гонконге одного из крупнейших мировых культурных центров, который объединял бы искусство, образование и общественное пространство, впервые прозвучала в 1998 году. Территория проекта — 40 га отвоеванной у моря земли в центре гавани Виктория, разделяющей город на две части.

Первый конкурс на мастер-план района был проведен в 2001–2002 годах. Победил в нем проект Нормана Фостера, который накрывал более половины района гигантским тентом. После серьезной критики результаты конкурса были отменены, а проект заморожен. Финансировать проект предполагалось за счет частных девелоперов, которых не устраивали инвестиционные условия, предложенных гонконгским правительством. В результате тендер провалился — девелоперы отозвали свои заявки, а правительство вынуждено было объявить о разработке новой концепции развития района.

Повторный конкурс был проведен в 2009–2011 годах. Финалистами стали голландское бюро OMA (архитектор Рэм Колхас), гонконгское бюро Rocco Design Architects и снова Норман Фостер.

 

Что необычно, все три проекта прошли публичные обсуждения.

И победу вновь одержал Фостер — на этот раз с концепцией «Городской парк».

Утверждение мастер-плана сдвинуло проект с мертвой точки. В 2012 году был проведен архитектурный конкурс на проект здания Китайской оперы (The Xiqu Centre), в котором победил консорциум канадца Бинг Тома и Рональда Лю. В прошлом году конкурс на здание музея визуальной культуры M+ площадью 60 000 кв. м выиграла концепция всемирно известных швейцарских архитекторов Герцога и де Мерона — авторов проекта Tate Modern в здании бывшей электростанции.

Образцово проведенные конкурсные процедуры и знаковая архитектура только увеличили затраты.

 

В мае 2013 года в прессу попал закрытый отчет, согласно которому расходы на реализацию проекта уже выросли на 117%, с 21,6 до 47 млрд гонконгских долларов. Несмотря на отчеты Администрации Культурного района Западного Коулуна — управляющего органа проекта, специально учрежденного правительством Гонконга в 1998 году, — о прозрачном расходовании средств и количестве привлеченных инвестиций она постоянно подвергается нападкам за то, что работает исключительно с иностранными архитекторами и подрядчиками. По расчетам специалистов, чтобы выйти на окупаемость, здание Китайской оперы должно полностью заполняться ежедневно на протяжении 37 лет — слишком длинный срок по международным стандартам.

Среди азиатских мегаполисов Гонконг первым уловил тренд на создание мощных культурных институций, который был подхвачен другими миллионниками. Большой культурный квартал строится в китайском индустриальном Шэньчжэне — там появится музей дизайна, создаваемый совместно с лондонским Музеем Виктории и Альберта. Новый музей искусства открылся в центре Сеула, и вокруг него уже формируется культурный квартал.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+