«ИФД Капиталъ», управляющий активами совладельцев «Лукойла» Вагита Алекперова и Леонида Федуна, объявил о продаже пакета акций «Русской медиагруппы» (холдинга №3 на радиорынке по выручке и доле аудитории) ФГУП «Госконцерт». Размер пакета, сумма и прочие детали сделки не разглашаются. Компаниям, подконтрольным «Капиталу», принадлежит 78% акций РМГ («Русское радио», DFM, «Хит FM», Maximum, Monte Carlo). Насколько известно Forbes, акционеры «Лукойла» давно искали покупателя на непрофильный актив и в конечном счете решили, что им будет компания не с медиарынка. Несомненно, речь идет о продаже если не всех акций РМГ, то контрольной доли. «Мы уверены, что появление в составе акционеров ФГУП «Госконцерт» создаст новые стимулы для дальнейшего развития медиахолдинга и позволит упрочить его лидирующие позиции на рынке», — заявила Ольга Плаксина, председатель совета директоров «Русской медиагруппы».
Если говорить о рыночных условиях, то контроль в РМГ должен стоить не менее $100 млн. Однако покупатель выбран странный.
У «Госконцерта» не хватает денег даже на своевременные небольшие платежи своим контрагентам.
К примеру, в октябре 2014 года арбитражный суд Московской области постановил взыскать с «Госконцерта» 156 000 рублей долга вместе с процентами в пользу компании «Холд-инвест-аудит». В мае 2015 года арбитражный суд Москвы удовлетворил иск ООО «Тирла» о взыскании с ФГУП «Госконцерт» 1,33 млн рублей задолженности. За последние пять лет «Госконцерт» получал максимальную выручку в 2011 году — 8,1 млн рублей (по данным СПАРК). «Русская медиагруппа» в том же году заработала почти 610 млн рублей чистой прибыли при выручке 1,15 млрд рублей. А позапрошлый год «Госконцерт» закончил вообще с чистым убытком 2,1 млн рублей.
Откуда у ФГУП средства на сделку? Неизвестно. Почему же все-таки «Госконцерт»? Потому что покупка должна получить одобрение ФАС (о чем и говорится в сообщении о сделке). Если бы в сделке участвовал «Газпром-Медиа» или, допустим, ВГТРК — и без того крупные радиособственники, то оформить такое согласие было бы затруднительно. Закон есть закон.
Гендиректор «Госконцерта» Сергей Бунин говорит, что команды «Русской медиагруппы» и ФГУП «смогут создать эффективную синергию для достижения еще больших результатов и расширения творческих горизонтов». Но о коммерческих перспективах говорить пока не приходится. Рынок радиорекламы, прираставший после кризиса 2008 года в среднем на 15% в год, в прошлом году вырос всего на 2%, а в январе-марте этого года ужался сразу на 25% (подсчеты АКАР).
В чем тогда дело? Объяснение напрашивается простое.
После этой сделки государство становится крупнейшим игроком на радиорынке.
Радиостанции ВГТРК и «Газпром-Медиа Холдинга», выкупившего в марте 2014 года четыре станции у «Профмедиа», в совокупности слушают 34 млн человек за сутки (по данным «TNS Россия»). «Русская медиагруппа» — это еще 16,7 млн слушателей за сутки. Остальные радиохолдинги и популярные станции подконтрольны лояльным к Кремлю бизнесменам: «Европейская медиагруппа» — бывшему депутату Госдумы, единороссу Владимиру Гридину, Krutoy Media и «Радио Шансон» — нефтянику Михаилу Гуцериеву, «Мультимедиа холдинг» — сенатору Виталию Богданову, радио «Комсомольская правда» — энергетику Григорию Березкину, «Русская служба новостей» — банкиру Юрию Ковальчуку.
За радиоэфир, как и за телевидение, государство теперь может не беспокоиться. Газпромовское условно оппозиционное «Эхо Москвы» не в счет.