К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Авиамодельный кружок без руководителя: что не так на авиасалоне МАКС

фото ИТАР-ТАСС
фото ИТАР-ТАСС
Почему Владимир Путин не приехал на авиасалон МАКС, открывшийся во вторник в Жуковском

Главная новость открывающегося сегодня в Жуковском авиасалона стала известна еще за неделю: президент Владимир Путин не поедет на МАКС. И это впервые с 1999 года!  Какая новость может быть важнее? Только та, что Путин передумал и все равно приехал, но это вряд ли. Говорят, люди из службы кремлевского протокола звонили организаторам авиасалона и расспрашивали, какие нынче ожидаются новинки. В ответ не услышали ничего такого, что заслуживало бы президентского внимания.

С новинками туго на всех мировых салонах. Даже такие статусные авиационные «ярмарки тщеславия», как Фарнборо (Великобритания) и Ле Бурже (Франция), из кожи вон лезут, чтобы устроить хоть какую-то премьеру, чтобы чем-то развлечь публику. В итоге то тебе самолет, летающий за счет солнечной энергии (буквально: пока светит солнце, он летит), то ракета-самолет от Virgin Galactic Ричарда Брэнсона. И вроде как олицетворение передовых достижений мирового авиапрома, и забавно. А дальше — через запятую — идут заключенные контракты на десятки миллиардов долларов. Магия цифр действует на всех одурманивающе.

МАКС, надо признать, не относится к той категории авиасалонов, куда рвется все мировое авиасообщество. Здесь с новинками и увесистыми контрактами еще сложнее. Организаторам МАКС каждый раз удавалось припасти туза в рукаве. В 2009 году — в присутствии Путина и тогда еще министра обороны Анатолия Сердюкова — был подписан первый (и пока единственный) контракт между Объединенной авиастроительной корпорацией (ОАК) и ВВС России на 64 новых истребителей Су-27/30/35. Сумма — почти 85 млрд рублей.  В 2011 году  впервые на МАКС прилетели наш региональный самолет Sukhoi Superjet 100 (SSJ), двухэтажный лайнер А380 от Airbus и новинка B787 Dreamliner от Boeing. Впервые — только Путину и совсем немножко — показали истребитель нового поколения Т-50. Путин на тот момент возглавлял правительство, а девиз МАКС-2011 был «Всегда премьера». «Из премьер был только премьер», — шутили тогда.

 

В этом году девиз МАКС — «Всегда на высоте». Казалось бы, довольно созвучно с прошлым. Но если «премьера» подразумевает некую конкретику, то «высота» — чистая абстракция. Тут и кроется причина проблемы. Путин любит конкретное, а не абстрактное, поэтому и не поехал на МАКС. Но в сторону конспирологические теории. МАКС от раза к разу, действительно, становится все более абстрактным, когда неясно, «что с чем и зачем». Листая фотографии, сделанные в преддверии открытия МАКС, (например, здесь ), любуешься каждым самолетом: вот легендарный Ту-144 (конкурент «Конкорда»), SSJ в раскраске «Аэрофлота», истребитель Су-30 СМ, умилительный экраноплан, огромный А380, а вдоль летного поля — экспонаты малой авиации. В деталях разглядываешь разнообразные модели (новая концепция SSJ, Т-50 и проч.), макеты (к примеру, SSJ в VIP-компановке). И даже новый пилотажный тренажер еще несуществующего самолета МС-21 вызывает интерес, тем более что на нем уже «полетал» министр промышленности и торговли Денис Мантуров. По отдельности все выглядит интересно, а вместе никак не соединяется. Зачем свезли в Жуковский старые самолеты, недоделанные опытные образцы, макеты с моделями, пилотажные тренажеры? В чем идея?

МАКС заявляется как авиашоу, деловое мероприятие (кстати, билет на один бизнес-день стоит 9000 рублей). Но выглядит, скорее, как авиамодельный кружок без руководителя.

 

Говорят, вьетнамская делегация передумала подписывать контракт на партию истребителей непосредственно на авиасалоне, узнав, что Путина не будет. Полеты Т-50 едва ли отменят — ожидается прибытие премьера Дмитрия Медведева.

В МАКС, по традиции, будут участвовать Airbus и Boeing. Если европейский производитель порадует публику А380, то американцы решили сэкономить, ограничившись пилотажным тренажером. «Даже [гендиректор «Аэрофлота» Виталий] Савельев не дал один B777, что уж говорить про другие авиакомпании, — признался сотрудник Boeing. — Кого еще сюда загонишь?»

Boeing за день до начала авиасалона поделился прогнозом рынка гражданской авиации на 2013-2030 годы. «Мы даем консервативные прогнозы, и мы всегда правы», — без ложной скромности заметил президент Boeing в России и СНГ Сергей Кравченко. В ближайшие 20 лет авиакомпаниям России и СНГ потребуется 1170 новых самолетов на общую сумму $140 млрд, львиная доля придется на узкофюзеляжные самолеты. Кравченко сделал реверанс в сторону России, начав перечисление с SSJ и МС-21, и только потом упомянув Boeing-737. Вообще этот сегмент самый прибыльный и самый конкурентный, в нем идет жесткая борьба между B737 и А320. Собственно, участие этих авиагигантов в МАКС только тем и объясняется, что Россия все еще интересный рынок сбыта. Интенсивное обновление парка российских авиакомпаний еще будет идти в ближайшие 5-7 лет, говорится в  прогнозе Boeing. Плюс Россия — крупнейший поставщик титана для обоих производителей: на титан «ВСМПО — Ависма» приходится до 70% от всего необходимого объема.

 

А организаторам, похоже, следует подумать: не прикрыть ли МАКС и не сосредоточиться ли на производстве реальных самолетов? В конце концов, отечественный авиапром знает, где себя показать: российская делегация обычно одна из самых многочисленных в Ле Бурже и Фарнборо.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+