Взрывоопасное открытие: где российские химики нашли неожиданный источник энергии

Российские ученые открыли вещества, в которых можно запасти почти столько же энергии, сколько в тротиле. Поразительно, но эти молекулы состоят только из углерода и кислорода. Открытие показывает, что даже из простых и хорошо известных компонентов можно создать неизвестные соединения с огромным потенциалом. Работой руководил Артем Оганов, в прошлом году вошедший в список самых цитируемых ученых в мире.
Карточный домик из бетонных плит
Школьная химия учит нас, что оксиды углерода — это углекислый газ (CO2) и угарный газ (CO). Действительно, при горении углерода образуются именно эти вещества. Но в более сложных процессах можно получить совсем другие соединения углерода с кислородом, или оксокарбоны. Атомы углерода умеют выстраиваться в длинные цепочки, кольца и сети, похожие на пчелиные соты. К этим структурам прикрепляются атомы кислорода, обычно по краям. Например, уже около 200 лет известно вещество C12O9. Но никто не исследовал возможное разнообразие оксокарбонов так последовательно и систематически, как группа Оганова в недавней работе.
Эти затейливые молекулы интересны тем, что в них может быть запасена огромная энергия. Чтобы понять, как это работает, представьте себе бетонные плиты. Их можно сложить в штабель или свалить в кучу. Плитам в куче или штабеле некуда падать, они и без того лежат так низко, как могут, и прочно опираются на «соседей снизу». Так что эти конструкции трудно развалить. Совсем другая картина получится, если соорудить из плит подобие карточного домика, ставя их наклонно в несколько этажей. По сравнению с заурядной кучей это будет сложная и высокая конструкция. Однако «карточный домик» из бетонных плит — опасное и неустойчивое сооружение, потому что стоящей на торце плите есть куда падать. В ней запасена гравитационная энергия, как и во всяком грузе, поднятом над землей. Если плита упадет, ее энергия высвободится. При этом она заденет и обрушит соседние плиты. Сложное сооружение развалится, превратившись в обычную невысокую кучу, а запасенная в нем энергия будет потрачена на удары плит о землю и друг о друга, и лучше не оказываться у них на пути.
Сложная молекула из углерода и кислорода — это аналог «карточного домика». От толчка она может разрушится, превратившись в несколько молекул углекислого газа — аналог беспорядочной кучи бетонных плит. Сколько энергии при этом выделится, зависит от конкретного соединения. По расчетам Оганова и коллег, вещество C₄O₉ — потенциальная взрывчатка, всего на 19% уступающая по мощности тротилу. Лишь немного отстают C₄O₈, C₆O₁₂ и C₆O₁₃: они несут более 75% энергии тротила. Все четыре соединения можно синтезировать, причем последние два ранее не были известны.
Подрывное дело — лишь одно из множества потенциальных применений оксокарбонов. Мощные энергоносители можно использовать, например, как ракетное топливо. Свой интерес у производителей литий-ионных аккумуляторов. Электроды из некоторых оксокарбонов значительно улучшают характеристики этих повсеместно используемых «батареек».
Устойчивое решение
Соорудить карточный домик из бетонных плит не так-то просто. Большинство конструкций будут настолько неустойчивы, что разрушатся еще на этапе строительства. Точно так же большинство потенциальных оксокарбоновых молекул либо вообще не образуются, либо распадутся, едва возникнув. Российские химики перебрали формулы CxOy для всех возможных значений x и y от 0 до 16. С помощью компьютерных расчетов ученые выясняли, возможна ли такая молекула вообще, насколько устойчивой она будет и сколько энергии несет.
Химики сравнили свои результаты с данными из популярной базы PubChem, куда стекаются результаты множества исследовательских работ. Оказалось, что группа из Сколково открыла на кончике пера 147 новых соединений, а еще для 38 нашла более устойчивое расположение атомов. В числе прочего нашлось 32 вещества, достаточно устойчивых для синтеза и достаточно энергоемких для того, чтобы служить взрывчаткой. Теперь химикам-экспериментаторам предстоит проверить выводы коллег, попытавшись создать в пробирке «вычисленные» теоретиками соединения.
Сокровища под ногами
Вычислительная химия набирает обороты по мере роста мощности компьютеров, появления новых алгоритмов и развития искусственного интеллекта. Но большинство исследований касается либо кристаллов, либо молекул сложного состава. Тому есть веские причины: разработчикам электроники обычно нужны кристаллы, а фармацевтам и биохимикам — многокомпонентные органические молекулы. Но, возможно, есть и некоторое предубеждение, что про молекулы простого состава — например, состоящие из углерода и кислорода — и так известно вполне достаточно. Работа группы Оганова разрушает этот стереотип, показывая, что неоткрытые сокровища иногда скрываются буквально под ногами у химиков.