К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.
Теперь Forbes можно слушать

Удар по экспорту: чем опасны новые санкции США против российской энергетики

Фото Anadolu Agency via Reuters Connect
Фото Anadolu Agency via Reuters Connect
Уходящая администрация президента США Джо Байдена 10 января ввела беспрецедентно жесткие санкции против российских нефтегазовых компаний. По мнению экономического обозревателя Кирилла Родионова, новые ограничения могут привести к сокращению экспорта нефти, угля и сжиженного природного газа, потерям для бюджета и вероятному ослаблению рубля. Российский рынок станет еще более токсичным для инвесторов, из-за чего единственным «мотором» экономики останутся бюджетные расходы

Ключевым последствием включения ряда российских компаний в SDN-лист — список персоналий и юрлиц, с которыми запрещено взаимодействовать американским гражданам и компаниям — может стать сокращение российского энергетического экспорта. Этот эффект был заметен в прошлом году по угольной отрасли: в феврале 2024 года в SDN-лист попали СУЭК и «Мечел», в мае — «Сибантрацит», в июне — «Эльга» и «Коулстар», а в августе — «Распадская» и «СДС-Уголь». В результате, из-за опасения вторичных санкций, закупки российского угля стали сокращать даже те страны, которые продолжали импортировать его из России после 2022 года.

По данным таможенной статистики, Китай по итогам первых девяти месяцев 2024 года сократил импорт российского каменного угля на 17% (до 66 млн т), Южная Корея — на 35% (до 14,1 млн т), а Турция — на 11% (до 18,2 млн т). Если за первые девять месяцев 2023 года на долю России приходилось 35% импорта каменного угля в КНР, то за аналогичный период 2024 года — 26%; в импорте каменного угля в Южной Корее доля российских поставок сократилась с 24% до 16%, а в Турции — с 71% до 61% соответственно. 

Telegram-канал Forbes.Russia
Канал о бизнесе, финансах, экономике и стиле жизни
Подписаться

Уголь и СПГ

Наиболее тяжелыми новые санкции могут стать для двух СПГ-проектов в Ленинградской области: завода «Криогаз-Высоцк» мощностью 820 000 т в год, а также комплекса «СПГ-Портовая» на 1,5 млн т в год. Как показал опыт проекта «Арктик СПГ-2», включенного в SDN-лист в ноябре 2023 года, санкции США мешают найти покупателей даже на отгруженные партии сжиженного природного газа. Поэтому отгрузки с этих площадок, скорее всего, будут временно приостановлены. 

 

Сокращение экспорта продолжится и в угольной отрасли. В SDN-лист были включены несколько российских угледобывающих компаний: «Кузбассразрезуголь», второй по величине производитель угля в стране; компания «Русский уголь», осуществляющая добычу в Амурской области, Хакасии и Красноярском крае; а также ГОК «Денисовский» и ГОК «Инаглинский» — структуры компании «Колмар», разрабатывающие Денисовское, Чульмаканское и Верхне-Талуминское месторождения Дальнего Востока. 

В итоге на сегодня в SDN-листе находятся компании, обеспечивающие свыше половины добычи российского угля. Это значит, что 2025 год будет для отрасли еще более сложным, чем 2024-й, когда угольная промышленность фактически стала убыточной из-за падения экспортных цен, введения импортных пошлин в Китае и все тех же санкций США. 

 

Нефть: не только теневой флот

Риски сокращения экспорта затронут и нефтяную отрасль, с учетом того, что в SDN-лист были включены «Газпром нефть» и «Сургутнефтегаз», входящие в четверку крупнейших российских производителей. Их клиентам теперь придется опасаться вторичных санкций США. Кроме того, российским компаниям станет сложнее привлекать так называемый «теневой флот» — танкеры, не застрахованные Международной группой клубов взаимного страхования, объединяющей более десятка клубов страхования судов, в том числе из Великобритании, США и Японии. 

Управление по контролю за иностранными активами (OFAC) Минфина США включило в SDN-лист десятки судов, ходящих под флагами «незападных» стран, таких как Барбадос, Вьетнам, Габон, Панама и Сьерра-Леоне. Это станет одной из причин временного увеличения дисконта Urals к Brent: скидка, составлявшая в конце 2024 года чуть больше $10 за баррель, может ненадолго увеличиться до $15–20 за баррель. Правда, потери для бюджета будут частично компенсированы изменением методики расчета «налоговой» цены на нефть, которая с 2025 года включает стоимость сибирского сорта ESPO. Последняя, как правило, превышает цену Urals. 

Последствия санкций для нефтяной отрасли не ограничиваются возможным сокращением экспорта. В SDN-лист попали десятки российских нефтесервисных компаний, в том числе «Петроинжиниринг» (поставщик бурового оборудования), «Ньютех Велл Сервис» (специализируется на гидроразрыве пласта на месторождениях с трудноизвлекаемыми запасами) и «Технологии ОФС» (оператор бывших российских активов американской нефтесервисной компании Baker Hughes). Попавшим под санкции компаниям станет временно недоступным импорт оборудования из-за рубежа, что также может со временем привести к сокращению добычи. 

 

С проблемами могут столкнуться НПЗ «Газпром нефти» и «Сургутнефтегаза»: Омский и Московский НПЗ, а также завод «Киришинефтеоргсинтез». Теперь им будет сложно импортировать оборудование и комплектующие не только из западных стран, которые ввели санкции на поставку технологий для российской нефтепереработки еще в 2022 году, но и из Китая, где местные компании опасаются все тех же вторичных санкций. 

Наконец, санкции блокируют «Восток Ойл» — крупнейший проект «Роснефти», который планируется реализовать на севере Красноярского края. Компании будет сложнее привлекать инвестиции под строительство нефтедобывающей, транспортной и электроэнергетической инфраструктуры. То же самое касается проектов в литиевой и газовой отрасли: речь идет о компании «Ачимгаз», бывшем совместном предприятии «Газпрома» и Wintershall Dea, которое ведет разработку ачимовских залежей Уренгойского месторождения, и «Полярном литии» — СП «Росатома» и «Норильского никеля», которое является оператором Колмозерского литиевого месторождения в Мурманской области. 

Оговорка по Трампу

Впрочем, было бы ошибкой экстраполировать эти риски на длительный срок. Инаугурация Дональда Трампа и возможное начало урегулирования конфликта на Украине могут создать предпосылки для смягчения санкционного фона. Будут ли исключены «Газпром нефть», «Сургутнефтегаз», «Кузбассразрезуголь» и другие российские компании из SDN-листа, во многом зависит от гибкости российской внешней политики. Однако такой сценарий нельзя сбрасывать со счетов. 

Поэтому пик влияния новых санкций, скорее всего, придется на 2025 год. Сокращение экспорта нефти, угля и СПГ, наряду со временным увеличением дисконта Urals к Brent, приведут к потерям бюджета, сокращению сальдо торгового баланса и вероятному ослаблению рубля. В свою очередь, ограничения в отношении российских НПЗ усилят риски дефицита на рынке бензина, которые уже привели к двузначному росту цен на высокооктановое топливо. 

Наконец, после расширения американского санкционного списка российский рынок стал еще более токсичным для иностранных инвесторов. У экономики нет иного стимула, кроме субсидий из бюджета, но и они не вечны на фоне рисков исчерпания ликвидной части ФНБ. А в случае возможного сокращения оборонных расходов экономика неизбежно свалится в рецессию, из которой придется выбираться с помощью структурных реформ. Новые санкции США делают сценарий рецессии еще более вероятным.

 

Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения автора

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2025
16+
Наш канал в Telegram
Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях
Подписаться

Новости