К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Макрон не уйдет: как Франция пришла к крупнейшему политическому кризису за 60 лет

Фото Hans Lucas / Reuters
Фото Hans Lucas / Reuters
Во Франции парламент впервые с 1962 года выразил недоверие правительству. Оппозиция требует отставки президента Эмманюэля Макрона. Но тот уходить не собирается, о чем заявил в обращении к населению 5 декабря. Первый вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин считает, что добиться ухода президента депутаты не смогут

Защита президента

Уволить президента Франции можно посредством импичмента, хотя он, согласно конституции, «может быть отстранен от должности только в случае нарушения обязанностей, явно несовместимого с осуществлением его мандата». Причем для этого нужно пройти довольно длительную процедуру с голосованиями квалифицированного большинства депутатов и сенаторов. Летом 2024 года левая партия «Непокоренная Франция» уже пыталась отправить Макрона в отставку, апеллируя к тому, что он не назначил предложенного левыми силами кандидата в премьеры. При этом по конституции он не был обязан этого делать — так что основание было весьма натянутым и инициатива даже не дошла до голосования. И вообще французский политический класс очень осторожен в вопросе создания прецедента импичмента — неизвестно, чем он может отозваться в дальнейшем, а по стабильности может в любом случае ударить.

Данные опроса социологической службы Cluster17 показывают, что 54% опрошенных положительно смотрят на вариант с отставкой Макрона и переносом президентских выборов с 2027 года на 2025-й. Но при этом общество разделилось по поводу отношения к вотуму недоверия правительству Мишеля Барнье: 47% респондентов одобряют вотум, 41% — не поддерживают это решение. Но президент может не прислушиваться к общественному мнению.

Telegram-канал Forbes.Russia
Канал о бизнесе, финансах, экономике и стиле жизни
Подписаться

В истории Франции была пара примеров, когда парламентское большинство вынуждало президента подать в отставку. В 1879 году маршал Патрис де Мак-Магон ушел с поста президента, не желая увольнять группу монархически настроенных генералов, на чем настаивало правительство — их уволил его преемник. В 1924-м случилась еще более яркая история: получивший большинство на выборах левоцентристский блок отказывался выдвинуть своего кандидата в премьеры, чтобы добиться отставки президента Александра Мильерана. Тот некоторое время сопротивлялся, но страна не могла жить без правительства, и президент ушел. Но оба примера относятся к истории Третьей республики с могущественным парламентом, где кандидат в премьеры фактически определялся депутатским большинством, а слабый президент избирался парламентариями, а не на прямых выборах.

 

Правила игры в Пятой республике совсем иные — президент назначает премьера без голосования в парламенте, а уже затем парламент может объявить правительству вотум недоверия. Конечно, теоретически депутаты могут проваливать где-нибудь раз в сто дней любого премьера — но Макрон может назначить следующего, а летом 2025 года — по истечении годичного срока работы Национального собрания — распустить палату. Добровольно до конца срока полномочий в Пятой республике уходил только ее основатель Шарль де Голль, проиграв на референдуме — но депутаты к этому решению отношения не имели.

Неустойчивый кабинет

Что касается вотума недоверия правительству, то в Пятой республике он был только один раз — в 1962 году, когда депутаты отправили в отставку правительство Жоржа Помпиду, которого премьером назначил де Голль. Но тогда у голлистской партии не было абсолютного большинства в Национальном собрании. Де Голль распустил парламент и в следующем его составе добился необходимого преимущества. Макрон не сможет повторить такой результат — его партии доминирование в парламенте не грозит даже при самом лучшем раскладе на внеочередных выборах. А при худшем она вообще может расколоться, с учетом падения популярности президента и невозможности для него участвовать в следующих выборах. Чем дальше, тем больше будет действовать эффект «хромой утки».

 

Своего первого премьера при нынешнем составе Национального собрания, Мишеля Барнье, Макрон назначил в рамках неформального взаимодействия с Национальным объединением Марин Ле Пен. В правительство сторонники Ле Пен не вошли, но поначалу не выражали желания его свергать. Тем более что кабинет оказался самым правым при Макроне и намеревался проводить жесткую антимиграционную политику, что соответствует программным установкам партии Ле Пен. Однако первой же проблемой стало принятие непопулярного бюджета, предполагавшего меры «жесткой экономии». Среди избирателей Ле Пен немало рабочих и пенсионеров, по которым такой бюджет мог сильно ударить. И хотя для прохождения бюджета достаточно было, чтобы Национальное объединение воздержалось при голосовании по вотуму недоверия, но избиратели могли припомнить Ле Пен такую фактическую поддержку правительства.

Поэтому Ле Пен требовала сохранения расходов на индексацию пенсий и субсидирование коммунальных счетов на газ, несмотря на дефицит бюджета в €60 млрд. Барнье мириться с огромной дырой в бюджете не захотел. В итоге крайне правые проголосовали вместе с левыми из «Непокоренной Франции» — и правительство было свергнуто.

Катастрофы не будет

Теперь левые угрожают вотумом недоверия любому правительству, которое не будет возглавлять их кандидат. Ле Пен, наоборот, обещает сотрудничать со следующим премьером при работе над бюджетом — но пределы этого сотрудничества видны по печальной судьбе кабинета Барнье. Макрон обещает, что следующий кабинет будет выражать общий интерес и представлять «все политические силы», однако левые и крайне правые могут сместить правительство, но не работать в нем совместно. Конечно, есть идея собрать в правительстве право- и левоцентристов, расколов тем самым левый блок, но согласятся ли они на это — большой вопрос. В правительство Барнье эти силы не вошли.

 

Макрон заявил, что новый кабинет займется разработкой временного бюджета до конца года для обеспечения функционирования государственных служб и выполнения финансовых обязательств, а также подготовит долгосрочный бюджет для стабилизации экономики. Впрочем, на крайний случай — если между исполнительной и законодательной властями возникнет системный конфликт — во французской Конституции есть статья 47. В ней говорится, что если парламент не принял решения по проекту бюджета в течение 70 дней, то положения проекта могут быть введены в силу путем издания ордонанса — правительственного нормативного акта. Вариант это нежелательный, но бюджетной катастрофы не будет.

И другого арбитра между разными политическими силами, чем президент Франции, Конституция Пятой республики не предусматривает. И премьера никто больше назначить не может. А раз так, то Макрон будет по-прежнему ключевым игроком французской «суперпрезидентской» политической системы, созданной Шарлем де Голлем.

Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения автора

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2025
16+