К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Незаконченная гражданская: как в Сирию вернулась война до победного конца

 Сирийские повстанцы взяли под контроль военные и гражданские аэропорты в Алеппо (Фото DPA / TASS)
Сирийские повстанцы взяли под контроль военные и гражданские аэропорты в Алеппо (Фото DPA / TASS)
Успех наступления радикальных оппозиционных группировок в Сирии стал сюрпризом не только для Дамаска, Москвы и Тегерана, но, похоже, и для самих организаторов операции. Автор книги «Всем Иран» и эксперт Российского совета по международным делам Никита Смагин считает, что новый поворот в подзабытой уже сирийской войне убедит ее участников в том, что окончание конфликта наступит только после полного уничтожения противников

Недобитая оппозиция

После того как к концу 2010-х президент Башар Асад при поддержке Ирана, ливанской «Хезболлы» и России вернул под свой контроль больше 70% территории Сирии, сложился образ победы правительства в гражданской войне. Оставшиеся очаги сопротивления воспринимались как временные мятежные осколки, которые рано или поздно вернутся под власть Дамаска. Похоже, апологетом этой картины мира оставался и сам Асад. Именно этим объясняется нежелание идти на серьезные уступки в переговорном процессе с таким важным внешним игроком, как Турция. Зачем уступать, когда мы уже победили и скоро вернем себе все?

Telegram-канал Forbes.Russia
Канал о бизнесе, финансах, экономике и стиле жизни
Подписаться

Вероятно, в Дамаске считали, что главной из оставшихся проблем является скорее пребывание американских войск в Сирии. Никто не решится вступить в прямое военное столкновение с американцами. А пока они присутствуют на сирийской территории, северо-восток страны остается вне зоны контроля Дамаска. Однако и здесь правительство Сирии и его главный союзник — Иран не теряли надежду. Проиранские силы регулярно запускали ракеты и беспилотники в сторону американских баз. А летом 2023 года США заявляли, что уже и российские истребители начали «опасно маневрировать» около американских беспилотников и самолетов. Расчет был в том, что постоянное давление на фоне долгосрочной тенденции к снижению присутствия вооруженных сил США на Ближнем Востоке рано или поздно заставит американцев покинуть регион.

Однако главная угроза оказалась совсем в другой стороне. Оппозиционное объединение исламистов «Хайят Тахрир аш-Шам» (ХТШ, признана террористической и запрещена в России), которое, казалось, было заперто в Идлибе на северо-западе Сирии, организовало масштабное наступление. Всего за несколько суток оппозиционным силам удалось завладеть большей частью Алеппо, и на этом действия ХТШ не закончились — они устремились подчинять себе и другие части Сирии.

 

Израильский контекст

Само наступление ХТШ сложно назвать чем-то неожиданным. Военные аналитики подчеркивают, что операция не только ожидалась, но и анонсировалась представителями этой структуры. Другой вопрос, что успех наступления стал сюрпризом даже для самих исламистов.

Очевидно, что основной причиной поражения правительственных сил стало плачевное состояние сирийской армии. Однако низкая боеспособность войск — перманентная проблема Дамаска с начала гражданской войны. Недостатки правительственных сил все эти годы нивелировались за счет привлечения боевиков ливанской «Хезболлы», иранских «советников» и различных проиранских группировок. Наконец, помощь с воздуха оказывала Россия, что давало сирийской армии дополнительное преимущество, которым повстанцы не обладают.

 

Однако конфликт «Хезболлы» с Израилем, начавшийся в октябре 2023 года, нарушил равновесие. Уже в этом году израильская операция в Ливане значительно ослабила возможности «Хезболлы». Показательно, что уже после начала наступления ХТШ и беспрецедентного бегства сирийской армии представители движения заявили, что никакой необходимости в переброске его отрядов в Сирию нет. В ситуации, когда прочие проиранские группировки начали срочно собирать силы на сирийском направлении, слова ливанских союзников Тегерана говорили сами за себя. У «Хезболлы» просто нет ресурсов, чтобы вести военные действия.

Немаловажно и то, что всю осень 2024 года части иранского Корпуса стражей иранской революции (КСИР) в Сирии и проиранские группировки находились в постоянном ожидании новых ударов со стороны Израиля. Происходила регулярная передислокация этих частей, чтобы осложнить противнику возможность нанести серьезный урон. В итоге в момент наступления исламистов бойцы проиранского фронта оказались скорее там, где удобно прятаться от Израиля, а не там, где лучше отбивать атаки ХТШ.

В то же время сами силы ХТШ за последние годы провели серьезную реорганизацию. Изначально осколки антиасадовской оппозиции, собравшиеся в Идлибе, представляли собой разносортные группы выживших за годы войны боевиков. С одной стороны, это обстрелянные кадры, прошедшие через многое и радикализированные годами бесконечной войны с Дамаском. С другой, это были выходцы из разных течений и стран, которым не хватало хорошей организации. Этот недостаток пыталась устранить группировка «Джебхат ан-Нусра» (признана террористической и запрещена в России), которая стала ядром ХТШ, подавив другие оппозиционные силы и сплотив вокруг себя толпу опытных, но разрозненных боевиков.

 

Сыграл свою роль и технологический прогресс. В сети оказалось немало видео, как ХТШ используют FPV-дроны. Специалисты указывают, что местные «технологи», очевидно, крайне внимательно изучали опыт конфликта на Украине, переняв тактику, к которой активно прибегают как ВСУ, так и российская армия. ХТШ за это время наладили самодельные сборочные цеха для дронов разных размеров, при этом организовав поставки запчастей из-за рубежа. Как оказалось, сирийская армия к массовым атакам дронов не была готова.

Единственный выход

Долгосрочный прогноз событий в Сирии вряд ли сейчас возможен, но ближайшая перспектива конфликта достаточно ясна. Наступление ХТШ в скором времени захлебнется и будет остановлено. Начнутся мучительные и затяжные попытки Дамаска и его союзников выдавить отряды оппозиции обратно. Все это будет сопровождаться дипломатическими трениями с участием Ирана, России и Турции. А параллельно с этим курды при поддержке США постараются отвоевать часть территорий у Дамаска, пока последний так сильно занят борьбой с ХТШ. К слову, этот процесс уже начался: курдские силы пытаются занять несколько населенных пунктов, контролируемых правительством Сирии, на восточном берегу Евфрата в провинции Дейр-эз-Зор.

Мало кто в мире мог полагать в далеком 2011 году, что мирные демонстрации против правительства Асада — это предвестник потоков крови, которые даже в 2024 году не думают прекращаться. Но для политиков, а тем более военных в Дамаске, Тегеране и Москве вывод звучит куда конкретнее: гражданская война заканчивается лишь тогда, когда ты окончательно добил своего противника. В этом контексте главное, о чем жалеют сегодня сирийские власти и их иранские союзники — что под давлением Турции и при посредничестве России в 2020 году они были вынуждены согласиться с «новой реальностью на земле», которая оставляла Идлиб в качестве подконтрольной повстанцам территории. Не случайно глава МИД Ирана Аббас Аракчи на фоне происходящего в Сирии заявил о «крахе астанинского процесса». То есть Исламская Республика отныне видит дипломатическое урегулирование ситуации в Сирии в формате «Тегеран–Турция–Россия» как минимум малоэффективным.

Иными словами, война до победного конца становится в глазах Дамаска и Тегерана единственным выходом. И не исключено, что Москва в своем восприятии происходящего не сильно возражает против такого сценария. Другой вопрос, что все это — планы на будущее, поскольку для начала надо хотя бы остановить наступление ХТШ.

Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения автора

 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+